Что делать, если глава компании, который нанял тебя, чтобы ты был его правой рукой, вдруг оказывается в тюрьме в результате российского политического скандала? В такой ситуации оказался американец Стивен Тид, ведущий сотрудник крупнейшей российской нефтяной компании ОАО ЮКОС.
После ареста Михаила Ходорковского по обвинению в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов Стивен Тид, пришедший в ЮКОС из компании ConocoPhillips Co. около двух месяцев назад, попал в центр всеобщего внимания. Ходорковский ожидает суда в камере московской тюрьмы, а Тид оказался на самой вершине нефтяного гиганта, пишет Wall Street Journal в материале, перевод которого публикует Inopressa.Ru.
Общаясь с Тидом, никогда не догадаешься, что у ЮКОСа есть какие-то проблемы. "Я хочу сказать ясно и определенно, что бизнес идет в ЮКОСе как обычно, - спокойно говорит урожденный канзасец в телефонном интервью. - У нас хорошая команда менеджеров, хорошее руководство, существует полная преемственность".
Однако с пятницы акции ЮКОСа упали в цене на 17% до 12,10 долларов за акцию. В свободной продаже на российских и западных рынках находится 18% акций. Остальное принадлежит российским бизнесменам во главе с Михаилом Ходорковским.
По прогнозам аналитиков, на этой неделе совет директоров ЮКОСа назначит Тида временно исполняющим обязанности главы ЮКОСа, чтобы успокоить нервы акционеров. Но представители ЮКОСа указывают, что пока у них нет таких планов. Они отмечают, что Тид будет выполнять работу руководителя вместе с несколькими российскими менеджерами высшего звена, включая Юрия Бейлина (ЮКОС ЭП) и Михаида Брудно (ЮКОС-РМ)
Однако большинство сотрудников ЮКОСа считают Тида фактическим лидером ЮКОСа. Его формально представили менеджерам высшего звена во вторник, на встрече управляющих ЮКОСа, созванной им и Бейлиным, а также разъяснили его расширенные полномочия. "Он будет выполнять очень ответственную работу, хотя я не знаю, какую должность он будет занимать", - рассказал один из менеджеров-иностранцев после встречи.
Даже в спокойные дни руководить ЮКОСом - задача не из простых. Компания только что завершила слияние со своим менее крупным конкурентом, ОАО "Сибнефть", собственность и сотрудники которого в ближайшие месяцы должны влиться в ЮКОС. В новой крупнейшей в России компании теперь работает более 130 тыс. человек, рассредоточенных по нефтяным месторождениям, нефтеперегонным заводам, заправочным станциям и офисам по всей территории России от западных районов до тихоокеанского побережья.
По информации российских чиновников и других осведомленных источников, акционеры ЮКОСа, которым принадлежит контрольный пакет акций, ведут переговоры о возможной продаже крупной доли американским гигантам Exxon Mobil Corp. и ChevronTexaco Corp. Но после ареста Ходорковского переговоры приостановились. Все три компании отказываются от комментариев по этому поводу.
Хотя высокие посты в крупных российских компаниях занимает немного иностранцев, американец в ЮКОСе - явление не столь уж необычное. За последние годы эта компания наняла несколько десятков западных менеджеров. В 2001 году финансовым директором ЮКОСа был назначен бывший сотрудник Pennzoil Брюс Мизамор, ставший финансовым лицом компании для западных инвесторов.
По словам Тида, работу в ЮКОСе ему предложили в прошлом ноябре. Ходорковкий "решил, что он должен найти кого-то, кто будет помогать ему координировать всю работу в целом и освободит его, чтобы он мог больше заниматься разработкой стратегии", - рассказывает Тид.
Как отмечают представители ЮКОСа, на протяжении последних месяцев Ходорковский готовился к тому, что он может попасть под огонь, и хотел, чтобы у него на подхвате были квалифицированные менеджеры. "Было ясно, что он этого ожидал, - рассказывает один из управляющих ЮКОСа. - Он повторял снова и снова: "Вы, парни, должны научиться, как обходиться без меня".
После ареста Ходорковского в холле компании были вывешены десятки его фотографий. "Это было похоже на мемориал", - замечает один из сотрудниклв.
Стивен Тид проработал в нефтяном бизнесе более 30 лет, в основном, в компании Conoco, где в последние годы он курировал сферы разведки месторождений и производства в Европе, России и Каспийском бассейне.
Тид женат, активно изучает русский, но пока работает с переводчиком. Он обещает и гарантирует, что компания будет работать так же как и в прошлом, будет выполнять свои цели и завершит слияние с "Сибнефтью". Ни Тид, ни другие сотрудники не считают, что в коридорах ЮКОСа поселилась паника.
Однако поскольку сейчас большинство людей, создавших компанию, находятся в тюрьме или вынуждены затаиться, менеджерам ЮКОСа придется попотеть, чтобы убедить инвесторов в том, что компания будет по-прежнему процветать или хотя бы просто выживет. Некоторые аналитики опасаются, что государство может попытаться конфисковать пакет акций Ходорковского, а такой шаг поставит будущее ЮКОСа под большое сомнение.
Бюрократия и интриги
"ЮКОС последнее время потерял двух членов высшего руководства. Более того, может статься так, что значительная часть среднего звена также окажется в поле зрения российских секретных служб, - говорится в отчете московского инвестиционного банка Renaissance Capital Holdings Ltd., обнародованном на этой неделе. - И, как и в любой компании, оказавшейся под таким давлением, управление деятельностью может серьезно пострадать".
Руководящий пост в ЮКОСе всегда требовал особо крепкого хребта. Хотя ЮКОС считается самой современной, самой западной компанией России, иностранцы, которые работают здесь, не скрывают, что и в ЮКОСе остаются пережитки советской бюрократии и интриг. По словам менеджеров, Ходорковский любит сталкивать сотрудников между собой, чтобы развивать в них соревновательный дух. На групповых встречах он может специально заставить критиков обругать предложения менеджеров, чтобы заставить их защищать свои идеи.
"Мы сможем выжить, только если в организации будет несколько людей, которые помогут разобраться нам с устоями советской улицы, - отметил вице-президент ЮКОСа Рей Леонард, бывший сотрудник Amoco, в интервью в начале этого года. - Работать в ЮКОСе - это все равно, что переходить улицу с закрытыми глазами".
Том Найсуорнер, информационный директор ЮКОСа, знаком с Тидом уже 28 лет и считает его человеком "очень дружелюбным, открытым, честным и внимательным". Атмосфера в ЮКОСе, по словам Найсуорнера, царит "деловая, как обычно. Мы должны делать свою работу, и мы будем ее делать".