Российский банкиры, как выясняется, не горят желанием защищать клиентов от мошенников
veved.ru
Российский банкиры, как выясняется, не горят желанием защищать клиентов от мошенников Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин заявил изданию, что переносить сроки вступления закона в силу было неправильно
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Российский банкиры, как выясняется, не горят желанием защищать клиентов от мошенников
veved.ru
 
 
 
Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин заявил изданию, что переносить сроки вступления закона в силу было неправильно
Телеканал "Дождь"
 
 
 
"Если теперь их еще и откорректируют так, как предлагает банковское сообщество, это полностью дискредитирует идею защиты прав клиентов банков", - считает эксперт
Коллаж: Виктор Бояров

Российские банкиры, как выясняется, не горят желанием защищать клиентов от мошенников. В среду некоммерческое партнерство "Национальный платежный совет" направило в Госдуму поправки к статье 9 Закона "О национальной платежной системе", вступление которой в силу откладывалось уже два раза. Новая законодательная инициатива, как утверждается, выработана совместно с участниками рынка и экспертным сообществом.

Поправки, среди прочего, предполагают смягчение условий возврата клиентам банков списанных мошенниками средств, пишет "Российская газета".

Нынешняя редакция закона устанавливает, что банки обязаны возвращать списанные суммы сразу после того, как пользователь карты заявил о том, что стал жертвой мошенников. Банк может заниматься расследованием мошенничества до 30 дней, но деньги должен вернуть сразу. Банкиры предлагают отменить это правило.

Кроме того, поправки могут освободить банки от рассылки клиентам уведомлений о совершаемых по картам операциях. Предлагается проводить оповещение "в порядке, установленном договором". В пояснительной записке говорится, что текущие способы уведомления не дают возможности "достоверно доказать ни содержание уведомления, ни даже сам факт его направления".

Банкиры указывают, что ни одна норма закона в нынешней редакции не говорит, что делать банку, если клиент его не уведомил о незаконной операции. Однако банк обязан вернуть сумму транзакции, если клиент не был уведомлен. При этом непонятно, как проверить получение и прочтение отправленной информации. Единственное юридическое подтверждение - это почтовое уведомление, но, во-первых, все знают, как работает почта, во-вторых, человек может сменить адрес или просто не прочесть это уведомление, т.е. банк никак не защищен.

Также предлагается законодательно описать правила предоставления информации через личные кабинеты на сайтах банков, так как сейчас об этой услуге нигде даже не упоминается.

Закон в настоящей редакции вступил в силу в 2013 году, но банки ранее добились отсрочки вступления в силу его 9-1 статьи до 1 января 2014 года. Против переноса выступал ЦБ: по мнению регулятора, статья вполне доработана и взвешена и никаких "драконовских мер" для банков после ее вступления в силу не последует.

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин заявил изданию, что переносить сроки вступления закона в силу было неправильно. "Если теперь их еще и откорректируют так, как предлагает банковское сообщество, это полностью дискредитирует идею защиты прав клиентов банков", - считает эксперт.

Янин также напомнил, что банки обязаны информировать клиентов об операциях по карте. "Практически у всех клиентов банков есть мобильные телефоны, куда можно направлять бесплатные SMS-сообщения. Это не будет стоить банкам больших денег", - утверждает он. С мошенничеством же, по его мнению, бороться необходимо отдельными законами, и с этим прекрасно справляется Уголовный кодекс, который предлагает шесть лет лишения свободы за подобные преступления.