Конклав заседает в Сикстинской капелле Ватикана. Само это слово образовано от латинского выражения "cum clave" ("под ключом"): кардиналы, собравшиеся для избрания нового Папы должны были быть изолированы от внешнего мира
Yahoo!
Конклав заседает в Сикстинской капелле Ватикана. Само это слово образовано от латинского выражения "cum clave" ("под ключом"): кардиналы, собравшиеся для избрания нового Папы должны были быть изолированы от внешнего мира
 
 
 
Конклав заседает в Сикстинской капелле Ватикана. Само это слово образовано от латинского выражения "cum clave" ("под ключом"): кардиналы, собравшиеся для избрания нового Папы должны были быть изолированы от внешнего мира
Yahoo!

Новый Папа Римский будет избран на конклаве (собрании Коллегии кардиналов) по правилам, описанным в апостолической конституции "Universi Dominici gregis" ("Вся паства Господа"), которую в феврале 1996 года издал тяжело больной ныне понтифик Иоанн Павел II, сообщает РИА "Новости".

Согласно этому документу, Викарий Христа должен быть избран на собрании кардиналов, каждый из которых к моменту смерти нынешнего понтифика не достиг 80-летнего возраста. При этом число участников конклава не может превышать 120 человек.

Конклав заседает в Сикстинской капелле Ватикана. Само слово "конклав" образовано от латинского выражения "cum clave" ("под ключом"), которое связано с древней традицией изолировать от внешнего мира кардиналов, собравшихся для избрания нового римского понтифика.

Сейчас число кардиналов-выборщиков, соответствующих этим условиям, составляет 117 человек, причем 114 из них получили свои кардинальские шапочки лично из рук нынешнего Папы. Более половины "князей церкви" представляют в Коллегии Европу, причем 20 из них - Италию.

Учитывая состояние здоровья Иоанна Павла Второго, давно страдающего болезнью Паркинсона, эксперты много раз за последние 10 лет составляли всевозможные списки "папабилей", то есть наиболее вероятных кандидатов на Апостольский престол.

Старинная ватиканская примета - тот, кто входит на конклав папабилем, выходит с него кардиналом. Сейчас можно назвать, по меньшей мере, 10 высших церковных иерархов, которые с полным основанием могут претендовать на белые одежды римского понтифика.

Одним из наиболее влиятельных деятелей современного католицизма является немецкий кардинал Йозеф Ратцингер, возглавляющий могущественную Конгрегацию по вопросам вероучения (бывшую зловещую Священную канцелярию, в средние века называвшуюся инквизицией). В апреле декану Коллегии кардиналов исполнится 78 лет. Именно почтенный возраст может превратить его в компромиссную фигуру, поскольку он может выступить в роли хранителя традиций Церкви эпохи Кароля Войтылы на переходный период. Влияние этого кардинала на церковь огромно, он пользуется беспрецедентными привилегиями.

Неплохие шансы имеются и у государственного секретаря (главы правительства) Ватикана, итальянского кардинала Анджело Содано. Ему также исполнится 78 лет в ноябре этого года, и он также располагает серьезным влиянием на многие институты и структуры Церкви. Кроме того, на протяжении почти 15 лет он в значительной степени контролировал деятельность Римской курии при Иоанне Павле II, который зачастую пренебрегал рутинной работой, сосредоточившись на своей исторической миссии.

В число самых авторитетных кардиналов входит и папский викарий Рима, председатель епископской конференции Италии Камилло Руини. Он может опереться на поддержку абсолютного большинства итальянских епископов и на многих из 20 итальянских кардиналов-выборщиков. Кроме того, многие европейские "князья Церкви", придерживающиеся умеренно-консервативных взглядов, могут сделать ставку на этого незаурядного религиозного деятеля.

Из других итальянских папабилей следует назвать, прежде всего, архиепископа Милана Диониджи Теттаманци, который никогда особо не скрывал намерений объединить вокруг себя представителей как либерального, так и умеренного крыла Церкви. Он готовит для Иоанна Павла II основополагающие документы по проблемам семьи, биоэтики и другим животрепещущим вопросам современной жизни. Не раз кардинал занимал при этом достаточно жесткую позицию в связи с критикой глобализации и современной плутократии. В курии он может рассчитывать на поддержку влиятельного кардинала Джованни Баттисты Ре.

Не исключена возможность появления на Апостольском престоле и представителя Латинской Америки. Многие эксперты считают весьма вероятным выбор архиепископа Сан-Паулу Клаудио Хуммеса. Этот бразильский богослов-францисканец не раз демонстрировал особое внимание к проблемам социальной справедливости, столь остро стоящим в Латинской Америке, а также выступал за существенное обновление Церкви.

Еще одним папабилем от этого континента считается архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо. Этот 69-летний аргентинский иезуит пользуется славой глубоко верующего пастыря и одновременно иерарха, искушенного в церковных делах.

Мечта миллионов католиков о "черном Папе" может воплотиться в кандидатуре председателя Папского совета по межрелигиозному диалогу Франсису Аринце. Этот нигерийский кардинал в мае 1994 года, когда Иоанн Павел II находился в больнице, возглавил торжественную церемонию закрытия специального епископского Синода по проблемам Африки и ненадолго оказался на папском троне.

Наиболее вероятным европейским папабилем, не представляющим Италию, считается архиепископ Вены Кристоф Шенборн. Рафинированный теолог, он продемонстрировал исключительную способность к адаптации церковных традиций к культуре постиндустриального общества. При этом Шенборн не утратил лучших качеств пастыря и сумел сохранить в своей архиепархии очень тесные отношения между духовенством и паствой. Шенборн может претендовать на роль модернизатора многих церковных канонов, что, естественно, не сулит ему легкого прохождения на конклаве.

Эксперты считают, что в нынешней церковной реальности любой, даже обладающий сильной харизмой иерарх не сможет стать Папой без опоры на мощные и разветвленные католические структуры.

Одним из самых могущественных подобных институтов является закрытая и таинственная организация Opus Dei, влияние которой во время понтификата нынешнего Папы возросло многократно. Близкими к этой структуре по праву считаются еще два видных папабиля - крупный церковный юрист, председатель Папского совета по законодательным текстам Хулиан Херранц и архиепископ Венеции известный богослов Анджело Скола.

Кто станет новым духовным лидером более, чем миллиарда католиков в начале XXI века, покажет только конклав. Ответ на этот вопрос станет известен, когда из трубы над Апостольским дворцом пойдет белый дым, означающий избрание очередного понтифика.