Для христиан всего мира началась Страстная неделя
Архив NEWSru.ru
Для христиан всего мира началась Страстная неделя
 
 
 
Для христиан всего мира началась Страстная неделя
Архив NEWSru.ru

Сегодня наступила последняя неделя Великого поста, которая посвящается воспоминанию страданий и смерти Иисуса Христа и получившая поэтому название "Страстной". Ею завершается подготовка к светлому празднику Воскресения Христова, который в этом году совпадает по времени для всех последователей христианства – православных, католиков, лютеран, представителей протестантских конфессий.

В раннехристианских общинах на это время предписывалось есть только сухую пищу, избегать развлечений, прекращать работу и дела в судах, освобождать узников. Все богослужения Страстной недели отличаются глубиной переживаний и последовательно "воспроизводят" последние дни жизни и страдания Иисуса Христа. Поэтому во время Страстной недели не празднуются дни памяти святых, не совершаются поминовения усопших и таинства Брака и Крещения (за исключением особых случаев). В католических храмах на время Страстной недели (до Великой Пятницы включительно) принято убирать или завешивать тканью фиолетового цвета все изображения Распятия. Каждый день Страстной недели называется "великим" и посвящен воспоминаниям о событиях библейской истории.

В богослужении Великого Понедельника воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В Великий Вторник воспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесенные Им в Иерусалимском Храме: о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и талантах.

В Великую Среду воспоминается грешница, которая, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа, подготовила Его таким образом к погребению.

В богослужении Великого Четверга воспоминаются четыре события, которые по евангельскому преданию совершились в этот день: Тайная вечеря, на которой Христом было установлено таинство Евхаристии, омовение Христом ног Своим ученикам в знак смирения и любви к ним, молитва Христа в Гефсиманском саду и предательство Иуды.

День Великой Пятницы посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Иисуса Христа. По традиции Восточной Церкви в конце вечерни Великой Пятницы совершается вынос Плащаницы - изображения Иисуса Христа, пологаемого во гроб, - которая устанавливается для поклонения перед алтарной частью храма. В западной традиции совершается выставление Святого Креста и поклонение Гробу Господню.

В Великую Субботу совершается воспоминание погребения Иисуса Христа, пребывания Его тела во гробе, сошествия в ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, ожидавших Его пришествия, и воспоминание о благоразумном разбойнике, призванном в рай. Богослужения в этот день начинаются с раннего утра, продолжаются до конца дня и сливаются с началом торжественной пасхальной заутрени.

В западной традиции в Великую Субботу во время навечерия Пасхи совершается освящение огня и зажжение особой свечи - Пасхала, которая затем устанавливается у алтаря или амвона и находится там до заключительного богослужения Пятидесятницы.

В течение всего дня в православных и католических храмах проводится освящение блюд пасхальной трапезы (куличей, яиц, творожной пасхи, соли, мясных продуктов, и т.д.). Завершается Страстная неделя по прошествии субботы - в полночь, когда верующие приветствуют друг друга радостным восклицанием "Христос воскресе!", возвещая наступление главного христианского праздника.

Патриарх в начале Страстной недели возглавит молебен, полагающий начало чину мироварения

Сегодня, в Великий понедельник, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавит в столичном Донском монастыре особый молебен, который полагает начало чину приготовления мира - особой святыни, используемой при совершении таинства миропомазания.

Чин мироварения совершается раз в году и только на Страстной седмице. Его возглавляет предстоятель Церкви. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Евангелие, а диаконы перемешивают миро "веслами".

Освящение мира совершается Патриархом в Великий Четверг за Божественной литургией, после Евхаристического канона, при открытых Царских вратах.

Миро – это особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего - 50 веществ). В ветхозаветную пору им помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Иисуса именно с таким миром. Миро употребляется при совершении Таинства Миропомазания: крещении, в случаях, когда приобщаются к православию инославные христиане. Миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах.

Необходимые сосуды и печи для приготовления святыни находятся в Донском монастыре. Ранее этот процесс совершался в Патриаршем дворце Московского Кремля, в так называемой Мироваренной палате. Ныне в ней размещается выставочный зал, в котором и сейчас можно увидеть старинный сосуд с печью, сообщает ИТАР-ТАСС.

В Вербное воскресенье Патриарх совершил Божественную литургию в храме Христа Спасителя

Накануне – в Вербное воскресенье, или Неделю Ваий (неделя – на старославянском языке означает воскресенье) Патриарх Алексий II совершил Божественную литургию в храме Христа Спасителя, сообщает сайт Патриархия.ru.

В это последнее воскресенье перед Пасхой отмечается праздник Входа Господня в Иерусалим.

В основе этого праздника лежит евангельское повествование о том, как Иисус Христос перед Своей мученической кончиной и воскресением прибыл в Иерусалим, где народ приветствовал Его, бросая перед Ним на дорогу пальмовые ветви. Это событие описано всеми евангелистами: Мф. 21:1-11; Мк. 11:1-11; Лк. 19:29-44; Ин. 12:12-19. В этот день Церковь призывает верующих "открыть сердца для принятия Иисуса Христа", как некогда это сделали жители Иерусалима.

Характерным элементом праздника является торжественная процессия с пальмовыми ветвями, которая совершается в храмах во время богослужения. С обычаем освящать в этот день пальмовые ветви связано и другое название праздника - "Неделя ваий" (ветвей) или "Неделя цветоносная". Поскольку в России пальмовые ветви заменялись вербами, за праздником закрепилось и название "Вербное воскресенье".

Первое упоминание о празднике встречается в сочинениях св. Мефодия Патарского (III в.), составившего поучение о порядке его празднования.