Сегодня наступила последняя неделя Великого поста, которая посвящается воспоминанию страданий и смерти Иисуса Христа и получившая поэтому название "Страстной". Ею завершается подготовка к светлому празднику Воскресения Христова, который в этом году совпадает по времени для всех последователей христианства – православных, католиков, лютеран, представителей протестантских конфессий.
В раннехристианских общинах на это время предписывалось есть только сухую пищу, избегать развлечений, прекращать работу и дела в судах, освобождать узников. Все богослужения Страстной недели отличаются глубиной переживаний и последовательно "воспроизводят" последние дни жизни и страдания Иисуса Христа. Поэтому во время Страстной недели не празднуются дни памяти святых, не совершаются поминовения усопших и таинства Брака и Крещения (за исключением особых случаев). В католических храмах на время Страстной недели (до Великой Пятницы включительно) принято убирать или завешивать тканью фиолетового цвета все изображения Распятия. Каждый день Страстной недели называется "великим" и посвящен воспоминаниям о событиях библейской истории.
В богослужении Великого Понедельника воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
В Великий Вторник воспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесенные Им в Иерусалимском Храме: о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и талантах.
В Великую Среду воспоминается грешница, которая, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа, подготовила Его таким образом к погребению.
В богослужении Великого Четверга воспоминаются четыре события, которые по евангельскому преданию совершились в этот день: Тайная вечеря, на которой Христом было установлено таинство Евхаристии, омовение Христом ног Своим ученикам в знак смирения и любви к ним, молитва Христа в Гефсиманском саду и предательство Иуды.
День Великой Пятницы посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Иисуса Христа. По традиции Восточной Церкви в конце вечерни Великой Пятницы совершается вынос Плащаницы - изображения Иисуса Христа, пологаемого во гроб, - которая устанавливается для поклонения перед алтарной частью храма. В западной традиции совершается выставление Святого Креста и поклонение Гробу Господню.
В Великую Субботу совершается воспоминание погребения Иисуса Христа, пребывания Его тела во гробе, сошествия в ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, ожидавших Его пришествия, и воспоминание о благоразумном разбойнике, призванном в рай. Богослужения в этот день начинаются с раннего утра, продолжаются до конца дня и сливаются с началом торжественной пасхальной заутрени.
В западной традиции в Великую Субботу во время навечерия Пасхи совершается освящение огня и зажжение особой свечи - Пасхала, которая затем устанавливается у алтаря или амвона и находится там до заключительного богослужения Пятидесятницы.
В течение всего дня в православных и католических храмах проводится освящение блюд пасхальной трапезы (куличей, яиц, творожной пасхи, соли, мясных продуктов, и т.д.). Завершается Страстная неделя по прошествии субботы - в полночь, когда верующие приветствуют друг друга радостным восклицанием "Христос воскресе!", возвещая наступление главного христианского праздника.
Патриарх в начале Страстной недели возглавит молебен, полагающий начало чину мироварения
Сегодня, в Великий понедельник, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавит в столичном Донском монастыре особый молебен, который полагает начало чину приготовления мира - особой святыни, используемой при совершении таинства миропомазания.
Чин мироварения совершается раз в году и только на Страстной седмице. Его возглавляет предстоятель Церкви. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Евангелие, а диаконы перемешивают миро "веслами".
Освящение мира совершается Патриархом в Великий Четверг за Божественной литургией, после Евхаристического канона, при открытых Царских вратах.
Миро – это особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего - 50 веществ). В ветхозаветную пору им помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Иисуса именно с таким миром. Миро употребляется при совершении Таинства Миропомазания: крещении, в случаях, когда приобщаются к православию инославные христиане. Миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах.
Необходимые сосуды и печи для приготовления святыни находятся в Донском монастыре. Ранее этот процесс совершался в Патриаршем дворце Московского Кремля, в так называемой Мироваренной палате. Ныне в ней размещается выставочный зал, в котором и сейчас можно увидеть старинный сосуд с печью, сообщает ИТАР-ТАСС.
В Вербное воскресенье Патриарх совершил Божественную литургию в храме Христа Спасителя
Накануне – в Вербное воскресенье, или Неделю Ваий (неделя – на старославянском языке означает воскресенье) Патриарх Алексий II совершил Божественную литургию в храме Христа Спасителя, сообщает сайт Патриархия.ru.
В это последнее воскресенье перед Пасхой отмечается праздник Входа Господня в Иерусалим.
В основе этого праздника лежит евангельское повествование о том, как Иисус Христос перед Своей мученической кончиной и воскресением прибыл в Иерусалим, где народ приветствовал Его, бросая перед Ним на дорогу пальмовые ветви. Это событие описано всеми евангелистами: Мф. 21:1-11; Мк. 11:1-11; Лк. 19:29-44; Ин. 12:12-19. В этот день Церковь призывает верующих "открыть сердца для принятия Иисуса Христа", как некогда это сделали жители Иерусалима.
Характерным элементом праздника является торжественная процессия с пальмовыми ветвями, которая совершается в храмах во время богослужения. С обычаем освящать в этот день пальмовые ветви связано и другое название праздника - "Неделя ваий" (ветвей) или "Неделя цветоносная". Поскольку в России пальмовые ветви заменялись вербами, за праздником закрепилось и название "Вербное воскресенье".
Первое упоминание о празднике встречается в сочинениях св. Мефодия Патарского (III в.), составившего поучение о порядке его празднования.