Фирмы, включенные в индекс, прошли одобрение членов наблюдательного совета, состоящего из пяти шейхов
www.investaaa.com
Фирмы, включенные в индекс, прошли одобрение членов наблюдательного совета, состоящего из пяти шейхов
 
 
 
Фирмы, включенные в индекс, прошли одобрение членов наблюдательного совета, состоящего из пяти шейхов
www.investaaa.com

Исламские инвесторы получили возможность инвестировать средства в акции российских компаний. Такую возможность им предоставило международное индексное агентство Dow Jones, разработавшее на прошлой неделе "исламский" индекс для стран BRIC (Бразилии, России, Индии и Китая), сообщает сегодня "Газета-GZT.ru". В индекс включены 58 фирм, 15 из которых - российские корпорации, представленные на международных биржах. Все они прошли одобрение членов наблюдательного совета, состоящего из пяти шейхов из Сирии, Пакистана, Бахрейна, Саудовской Аравии, Соединенных Штатов и Малайзии.

Список одобренных наблюдательным советом компаний является секретом Dow Jones, который агентство тщательно оберегает, ссылаясь на "сложные процедуры согласований". Однако "Газете-GZT.ru" удалось выяснить, какие компании вошли в пятерку лидеров и могут отныне считаться самыми мусульманскими фирмами России. Ими оказались концерны "Газпром", "Сургутнефтегаз", РАО "ЕЭС России", "ЛУКОЙЛ" и "Татнефть".

Халяль и харам

О принципах халяльного (разрешенного, в отличие от харамного - запретного для мусульман) инвестирования в России известно мало. Можно смело сказать, что в России таких экспертов нет вообще. К примеру, вице-президент РСПП Игорь Юргенс на просьбу прокомментировать запуск индекса заявил буквально следующее: "Это какой-то бред. При чем тут моральные принципы шариата? В принципе инвесторы с Ближнего Востока уже давно ездят к нам и присматриваются, но пока больших, значимых сделок не было".

Между тем необходимость разработки специального индекса вытекает из весьма непростых финансовых традиций исламского Востока. Дело в том, что мусульманские религиозные законы отрицают один из главных экономических постулатов остального мира - деньги делают деньги. Поэтому исламские законы запрещают такую операцию, как кредитование.

По законам шариата считается, что два мусульманина должны строить свои бизнес-отношения на равных, а при кредитовании одна сторона получает преимущества над другой. Поэтому, если инвестор-мусульманин желает вложить деньги в тот или иной проект, он обязан вступить в него на правах совладельца и таким образом разделить с остальными участниками риск возможных потерь.

Вера требует жертв

Религиозные ограничения серьезно сужают как набор финансовых инструментов, так и количество объектов, в которые можно инвестировать. Мусульманам категорически запрещается вкладывать деньги в облигации и прочие инструменты с фиксированной доходностью. Но это не мешает им владеть акциями компаний, которые занимают деньги на рынке под процент или сами кредитуют своих клиентов. Но с одним условием - размеры таких заимствований не могут превышать определенного порога.

В исламский индекс Dow Jones, к примеру, входят только те компании, чья собственная задолженность не превышает 33% от ее среднегодовой капитализации. Этого порога также не должна превышать и задолженность перед компанией ее партнеров. То есть в балансе компании не должны преобладать ни кредиторская, ни дебиторская задолженность.

Наконец, не более 33% капитализации компании может одновременно находиться в виде наличных денег или вложений в ценные бумаги с фиксированной задолженностью. Другими словами, компания ни в коем случае не может рассматриваться как кредитное учреждение. Таким образом, банки, страховые компании в список не включаются.

Естественно, не могут инвестироваться деньги и в корпорации, имеющие отношение к табачному, алкогольному и оружейному бизнесу, а также к развлекательной сфере (казино, гостиницы, кинопроизводство и музыка). Категорически запрещается инвестировать в компании, имеющие отношение к свиноводству.

Все эти ограничения не могут не сказываться на доходности инвестиций. Иными словами, мусульманские инвесторы должны быть готовы заплатить за свою веру. В "обычной" версии индекс Dow Jones для стран BRIC показал с начала года доход в 29%. В мусульманской версии доход составил примерно 23% (индексы рассчитывались с начала года до официального объявления).

Число российских фирм в мусульманском индексе выше, чем в обычном немусульманском

Dow Jones уже не первый год плодотворно осваивает нишу мусульманского инвестирования. Агентство произвело целое семейство "мусульманских индексов" Islamic Market, которые заметно отличаются от традиционных. Наиболее известны среди них глобальный индекс Dow Jones Islamic Market Index, охватывающий все основные регионы мира и рыночные сектора, а также пять региональных индексов - по США, Канаде, Великобритании, Европе и Азиатско-Тихоокеанскому региону. Теперь к ним добавится и индекс по BRIС.

Индексы, кстати, не слишком афишируются. Несмотря на официальный запуск на прошлой неделе, исламский BRIC отсутствует, к примеру, в информационной системе Bloomberg. Именно поэтому "Газете-GZT.ru" не удалось, несмотря на все ухищрения, получить полный список. Известно, что в него включаются лишь те российские компании, которые выпускали американские или глобальные депозитарные расписки в долларах США.

Также известно, что число российских фирм в мусульманском индексе BRIC выше, чем в обычном немусульманском. Хотя бы потому, что из приведенной пятерки в обычной версии BRIC отсутствует "Татнефть". Наличие татарской компании в исламском индексе, впрочем, понятно: компания представляет мусульманский регион России.

Однако отсутствие официальной информации не означает, что нельзя предугадать наличие той или иной компании в индексе. Основываясь на озвученных требованиях, "Газета" провела собственное исследование и предлагает свой мусульманский список российских фирм. По мнению издания, в числе 15 компаний исламского индекса BRIC следующие россияне: "Амтел", "Комстар", "Евраз", "Норникель", НОВАТЭК, НЛМК, "Вимм-Билль-Данн", МТС, "ВымпелКом", "Мечел".