В бытовой конфликт, приведший к стрельбе, оказался вовлечен настоятель храма Рождества Христова в селе Лебяжье Мелекесского района Ульяновской области протоиерей Дионисий Левчук, сообщает сайт Rublev.com.
Хотя громкая история случилась еще 10 июня, правоохранительные органы до сих пор разбираются в происшествии. Вопросы, которые при этом возникают, состоят в следующем: можно ли священнику брать в руки оружие и как случилось, что он его применил.
Ранним утром священнослужитель и двое его друзей, возвращавшиеся из Тольятти на машине, остановились возле одного из кафе Димитровграда. К этому моменту здесь уже находился наряд вневедомственной охраны, вызванный работниками кафе, так как компания подвыпивших посетителей начала хулиганить, бить посуду.
Один из спутников священника попытался успокоить хулиганов, но те в ответ начали избивать сначала его, а затем и другого спутника протоиерея Дионисия. Когда священник попытался разнять дерущихся, он сам получил несколько ударов. Как окажется позднее, ему сломали руку и ногу. При этом сотрудник полиции практически устранился от исполнения своих обязанностей, никак не вмешиваясь в драку.
Наконец священнослужитель достал травматический пистолет и дважды выстрелил в землю. Один из хулиганов набросился на священника, и в этот момент тот произвел третий выстрел. Судя по записи, сделанной камерой наблюдения и находящейся в распоряжении правоохранительных органов, выстрел был сделан не прицельно.
Тем не менее резиновая пуля попала нападавшему, Максиму С., в кисть левой руки. Прибывшие на место дополнительные наряды полиции задержали всех участников драки. В больнице Максиму С. была проведена операция, пулю, раздробившую кисть, удалили. У одного из спутников протоиерея Дионисия сломан нос, у второго разбито лицо.
Местные СМИ, ссылаясь на секретариат епархии, свидетельствуют, что правящего архиерея, епископа Мелекесского и Чердаклинского Диодора, проинформировали о произошедшем сотрудники полиции.
"Об инциденте Преосвященный владыка Диодор узнал от представителей правоохранительных органов через несколько часов после произошедшего. Имеется полная версия видеозаписи произошедшего, свидетельствующая о невиновности священника", - цитирует ответ епархии сайт "Главные новости Ульяновска".
"По факту того, что так или иначе священник оказался замешанным в драку - решением Епархиального совета от 18 июня он отстранен от священнослужения", - говорится в сообщении.
На сайте Мелекесской и Чердаклинской епархии нет никакой информации о происшествии и отстранении протоиерея Дионисия от священнослужения. На повестке дня заседания Епархиального совета 18 июня, как сказано в сообщении, в основном стояли вопросы, связанные с церковными празднованиями - 1000-летием преставления равноапостольного князя Владимира, памятью священноисповедника Гавриила Мелекесского.
"На заседании также были рассмотрены другие насущные вопросы жизни епархии, в частности вопросы дисциплинарного и пастырско-этического характера", - говорится на сайте.
Что касается правовой нормы, на основании которой было вынесено решение об отстранении протоиерея Дионисия от служения, - тут церковная практика допускает различные толкования канонов, принятых в раннехристианской Церкви.
Например, существует 55-е правило святителя Василия Великого, в котором говорится: "Разбойников взаимно поражающие, аще не суть в церковном служении, да будут отлучаемые от причастия Святых Тайн: аще же клирики, да низложатся со своей степени. Ибо речено: всяк приемший меч, мечем погибнет (ссылка на Евангелие от Матфея, глава 26, стих 52)".
Под "поражением" в данном случае подразумевается убийство. То есть даже если убийство при самообороне от преступников, разбойников и приравнивается к невольному, клирики в этом случае признаются подлежащими извержению из сана.
Положение о военном духовенстве Русской православной церкви в Российской Федерации, принятое Священным Синодом в 2013 году, фактически никак не регламентирует вопросы, связанные с возможным применением оружия священнослужителями. В документе говорится лишь, что "военные священники не должны брать на себя функции, выходящие за рамки их статуса". Там также сказано, что военный священник обязан "основывать свою деятельность на Священном Писании, учении Православной Церкви, церковных канонах, с учетом традиций российского воинства".
Между тем держать оружие и пользоваться им священников все-таки учат. Об этом свидетельствует публикация в "Комсомольской правде" и сюжет "Священников научат воевать", показанный телеканалом "Звезда". В обоих случаях рассказывается о курсах повышения квалификации для военного духовенства. Там показывается и рассказывается, хоть и в учебных условиях, как батюшки, в частности, учатся держать пистолет, а также знакомятся с более сложным оружием.