В Российском фонде культуры, в Москве, накануне открылась выставка, посвященная геноциду армян в Османской Турции (1915–1916 гг.). Составитель выставки и автор новой книги, по материалам которой сделана экспозиция, – итальянский исследователь восточного христианства, преподаватель Московского государственного лингвистического университета Джованни Гуайта. Выставка является совместным проектом Русско-армянского содружества и дирекции президентских программ Российского фонда культуры. Книга получила название "Крик с Арарата. Армин Вегнер и геноцид армян", сообщает "Благовест-инфо".
Центральной фигурой книги и выставки стал Армин Тео Вегнер (1886-1978 гг.) – немецкий офицер, католик, который стал очевидцем трагических событий геноцида 1915-1916 гг. Оказавшись в эти годы в Малой Азии в качестве члена медицинской службы при немецком фельдмаршале Фон дер Гольце, командующем одной из турецких армий, молодой Вегнер был потрясен открывшейся ему картиной истребления целого народа. Он собирал документы, письма, делал записи и сотни фотоснимков, на которых запечатлены армянские беженцы, умирающие в пустыне от голода и болезней. Несмотря на строжайший запрет немецких и турецких властей на распространение информации о происходящем, под угрозой смертной казни А. Вегнер тайно переправлял в Европу свои письма и дневники, перевозил на себе спрятанные в поясе фотопластинки с заснятыми сценами уничтожения армян. Эти фотографии с комментариями автора и легли в основу книги и выставки в Фонде культуры.
Кроме документальных фотографий, на стендах представлены материалы о жизни А. Вегнера, его политической и литературной деятельности, карты и подробная хронология депортации армян, свидетельства других немногочисленных защитников армян. Из этих материалов можно узнать, что за свою "шпионскую" деятельность в Анатолии А. Вегнер был арестован как изменник, но по возвращении в Германию написал открытое письмо президенту США Вильсону, в котором рассказал об армянской трагедии. В первый же год после прихода фашистов к власти в Германии А. Вегнер вступился за евреев и написал письмо Гитлеру, протестуя против антиеврейских действий режима. За этим последовал арест, подвалы гестапо и три концентрационных лагеря за пять месяцев. В 1936 г. Вегнеру удалось уехать в Италию, где он и прожил до конца своих дней, занимаясь литературным трудом.
Роль Вегнера как защитника прав армянского и еврейского народов была признана на международной арене. В 1968 г. глава Армянской апостольской церкви Католикос Вазген I вручил писателю орден св. Георгия, а годом раньше титул "Праведника" был присвоен Вегнеру Израильским институтом и Мемориалом Холокоста "Яд ва-Шем".
В интервью "Благовест-инфо" Джованни Гуайта подчеркнул, что геноцид армян был частью глобального турецкого плана по истреблению христианского населения Малой Азии: уничтожались и ассирийцы-несториане, и сирийцы-нехалкидониты, но самые большие жертвы пришлись на долю армян, среди которых были не только чада Армянской церкви, но и католики и протестанты. В годы геноцида Армянская церковь была вместе с народом и разделяла с ним его судьбу, отметил Д. Гуайта. Во время депортаций духовенство было почти полностью уничтожено, осквернены и разрушены сотни храмов. Но присутствие священников в караванах депортируемых, в распределительных лагерях и в пустынях имело для людей огромное духовное значение. Часто священники могли только хоронить погибших, но депортированные чувствовали, что Церковь поддерживает их в страдании и сопровождает на этом последнем пути. Об этом в одном из своих писем свидетельствует Армин Вегнер: "Ближе к вечеру я сел с одним священником – отцом Арсланом Дадшадом у входа в его палатку и попросил его рассказать о перенесенных страданиях, о восьмистах семьях, вместе с которыми он был депортирован, о тысячах людей, похороненных им в пустыне, среди которых было 23 священника и один епископ. Их глаза кричат мне: "Ты немец и союзник турок... Значит, правда, что и вы этого хотели!" Я опускаю взгляд. Как мне ответить на их обвинения? Священник вынимает из кармана маленькое распятие, завернутое в тряпку, и благоговейно целует его, и я не могу удержаться, чтобы тоже не поднести к губам этот крест, ставший свидетелем такой боли и стольких человеческих страданий".
Дж. Гуайта отметил также, что Папа Бенедикт XV, который с самого начала сурово осуждал Первую мировую войну, дважды (в 1915 и 1918 годах) лично писал султану Магомету V, что он в ужасе от услышанных им рассказов об истреблении армян, и просил его вмешаться. 6 декабря 1915 года во время публичного выступления Папа перед всем миром осудил уничтожение армян, а в августе 1917 года направил ноту воюющим сторонам, говоря о необходимости положить конец войне и о создании независимой Армении как одном из неотъемлемых условий достижения мира. Многие протестанты в Америке и Европе осуждали резню, взывая к международной общественности и оказывая сильное давление на правительства своих стран. Говоря о солидарности и сострадании различных Церквей по отношению к пострадавшим, автор книги подчеркнул тот факт, что Папа Римский приютил в своей летней резиденции в Кастель-Гандольфо тысячи армянских девочек-сирот, а несколько протестантских общин самоотверженно трудились в лагерях армянских беженцев‚ оказывая несчастным посильную помощь.
Автор книги и выставки Джованни Гуайта почти 20 лет изучает восточное христианство, историю России и Армении. Его перу принадлежат многочисленные работы по русской духовности, переводы русской духовной литературы. Он является составителем обширного "Словаря по православной агиологии". Армянской тематике посвящены три книги Дж. Гуайты: "Жизнь человека: встреча неба и земли. Беседы с Католикосом всех армян Гарегином I", "1700 лет верности. История Армении и ее Церкви".