Представитель РПЦ при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион призвал католиков не навязывать православным модель собственного церковного устройства
Архив NEWSru.ru
Представитель РПЦ при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион призвал католиков не навязывать православным модель собственного церковного устройства
 
 
 
Представитель РПЦ при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион призвал католиков не навязывать православным модель собственного церковного устройства
Архив NEWSru.ru

Представитель Русской православной церкви (РПЦ) при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион призвал католиков не навязывать православным модель собственного церковного устройства.

"Насколько две экклезиологические модели - католическая (ориентированная на Рим как центр вселенского церковного единства) и православная (не ориентированная на какой-либо единый центр) - совместимы, может показать только полноценный диалог по вопросу о примате между Католической и Православной церквами", - говорится в заявлении епископа, текст которого был передан агентству "Интерфакс" пресс-службой иерарха.

Однако такой диалог возможен только в том случае, если Православной церкви не будет "искусственно навязываться экклезиологическая модель, в которой Патриарх Константинопольский займет место "восточного папы", подчеркнул епископ.

По его словам, такой модели в православной традиции не было, и для ее создания нужен, по меньшей мере, Всеправославный собор и согласие всех поместных православных Церквей.

"До тех же пор, пока такой собор не созван и пока православное учение о Церкви остается таким, каким оно было на протяжении многих столетий, ни один делегат не вправе вносить в него какие бы то ни было изменения. И позиция Московского Патриархата в данном вопросе будет бескомпромиссной", - отметил иерарх Русской церкви.

Ранее он заявил протест главе Папского совета по содействию христианскому единству кардиналу Вальтеру Касперу, поставившему на голосование в ходе IX сессии смешанной комиссии по православно-католическому богословскому диалогу в Белграде документ, посвященный авторитету Вселенских соборов.

В нем, в частности, говорилось о том, что после разрыва общения между Востоком и Западом в XI веке созыв "Вселенского собора" в строгом смысле слова стал невозможен, однако "обе Церкви продолжали созывать "общие" соборы, в которых участвовали епископы поместных Церквей, находящихся в общении с Римским Престолом, и поместных Церквей, находящихся в общении с Константинопольским Престолом".

В ответ на это епископ Иларион выступил с рядом принципиальных возражений по данному пункту. В частности, по его словам, в православной традиции "общение с Константинопольским престолом" никогда не воспринималось столь же обязательным условием соборности, каким для западных Церквей стало "общение с Римским Престолом".

В свою очередь кардинал В. Каспер выразил удивление тем фактом, что представитель Русской церкви "остановился на одном-единственном пункте дискуссии, которая предполагает множество других вопросов великой важности и сложности для диалога".

По мнению владыки Илариона, В. Каспер, "безусловно, прав, что в данном конкретном случае речь шла о вопросе, по которому нет единомыслия между православными участниками диалога", однако, по его словам, тем более удивительно, что католический кардинал поставил этот вопрос на голосование "и что православные были вынуждены голосовать в присутствии католиков".

"Вопросы, касающиеся православной экклезиологии (учения о Церкви), ее догматического учения и канонического устройства, не могут решаться путем голосования. Единственный путь к решению подобных вопросов - поиск консенсуса внутри православия, а затем, если это возможно, то и между православием и католичеством", - заключил представитель Московского Патриархата.

Он напомнил, что у Православной церкви во вселенском масштабе нет единого предстоятеля, единого "верховного первосвященника" (pontifex maximus). Есть "первый среди равных", каковым до раскола 1054 года был епископ Рима, а после де факто стал Патриарх Константинополя. Однако православные Церкви расходятся в понимании примата и роли Константинопольского Патриарха: "одни склонны видеть в этом примате лишь первенство чести, другие усваивают Константинопольскому Патриарху некоторые координирующие функции или рассматривают его как высшую судебную инстанцию", отметил епископ.

По его словам, недавняя история с принятием в юрисдикцию Константинополя бывшего управляющего Сурожской епархии Московского Патриархата, не получившего отпускной грамоты, "является наглядной иллюстрацией этой дилеммы". Этот случай свидетельствует о том, что Константинополь, по-видимому, "считает себя вправе играть роль конечной инстанции, к которой могут апеллировать клирики, недовольные своей собственной поместной Церковью", продолжил епископ Иларион.

Однако Московский Патриархат "на строгом основании канонов Древней Церкви" считает, что ни один Патриархат, в том числе Константинопольский, не имеет права принимать в свою юрисдикцию клириков других поместных Церквей без отпускных грамот, заявил представитель РПЦ.