Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда предложил создать список литературных произведений, обязательный для изучения в школах
Агентство городских новостей "Москва"
Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда предложил создать список литературных произведений, обязательный для изучения в школах
 
 
 
Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда предложил создать список литературных произведений, обязательный для изучения в школах
Агентство городских новостей "Москва"

Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда предложил создать список литературных произведений, обязательных для изучения в школах. Об этом он написал в колонке главного редактора журнала "Фома".

"Вариативность в преподавании литературы (право учителя решать, какие произведения и каких авторов дети будут проходить на уроках) должна соседствовать с обязательным списком произведений, "золотым списком" русской литературы, который должен стать результатом широкого обсуждения и общественного консенсуса", - приводит текст публикации "Интерфакс".

Владимир Легойда высказывается и по поводу ЕГЭ. Этот госэкзамен должен, как он считает, включать в себя не только тестовые задания, но и вопросы, связанные с умением школьника внятно излагать мысли, аргументировать, анализировать разные точки зрения и предлагать свою.

"Необходимо вернуть русскому языку и литературе то место, которое они занимали в учебном процессе до начала нынешних преобразований в школе. Бессмысленно сетовать на то, что дети не успевают прочесть важнейшие произведения русской классики, если на это в программе просто не выделено достаточное количество часов", - убежден представитель РПЦ.

При этом Легойда подчеркивает, что необходимо сделать все, чтобы выпускники школ стремились стать "не только юристами, экономистами, но и учителями". "Для этого крайне необходимо, чтобы учитель был обеспечен в материальном и защищен в социальном плане, чтобы школьная система оставляла простор для творчества. Кроме того, необходимо пересмотреть и усовершенствовать программы в оставшихся педагогических вузах", - пишет автор публикации.

В заключение Владимир Легойда выразил надежду, что в решение упомянутых задач большую лепту сможет внести недавно воссозданное Общество русской словесности, главой которого стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Одним из поводов для появления публикации Владимира Легойды, стала дискуссия, возникшая в обществе после высказываний авторитетных представителей РПЦ.

В середине марта члены патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства обсудили школьную программу по литературе и возмутились тем, что в нее попали сомнительные с точки зрения морали произведения русских классиков.

Как сообщил тогда официальный сайт комиссии, оценке произведений, на которых воспитываются школьники, посвятил свое выступление старший священник Алексеевского ставропигиального женского монастыря протоиерей Артемий Владимиров, который также преподает церковное красноречие в православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и является заместителем декана факультета Академии ракетных войск стратегического назначения.

Артемий Владимиров ужаснулся тому, что "из всего огромного богатства русской литературы, в которой существует множество произведений для формирования идеала семьи, методисты выбрали произведения, совершенно не подходящие для этого". Священник указал, что в таких рассказах, как "О любви" Антона Чехова, "Куст сирени" Александра Куприна и "Кавказ" Ивана Бунина, воспевается свободная любовь. В одном случае обманутый муж убивает себя, в другом - распадается семья, в третьем адюльтер заканчивается ничем.

"Эти яркие художественные образы - это мина замедленного действия для наших детей. Наша комиссия должна обратиться с предложениями в департамент образования", - призвал Артемий Владимиров, который является членом Союза писателей и внуком поэтессы Агнии Барто.

Председатель упомянутой выше комиссии протоиерей Димитрий Смирнов, со своей стороны, не только говорил о необходимости пересмотреть школьную программу, но и предложил добавить к списку опасных для детей произведений современные мультфильмы.

"У меня тоже дети, мы аккуратно подбираем фильмы, которые очень хорошо посмотреть, а есть фильмы, которые не надо смотреть, а есть мультфильмы - их вообще не надо смотреть, кроме старых", - заявил священник.

"Это очень большой сегмент в воспитании в школе. Родителям у нас некогда, мамы на работе, улица уже не воспитывает, а воспитывают гаджеты, телевизор, интернет и школа", - сказал протоиерей Димитрий Смирнов, ранее предлагавший ввести в школьную программу изучение библейских заповедей. Они, по словам священника, "гораздо важнее, чем толерантность ко всяким извращениям", которая, как он считает, заявлена в образовательных программах.

Позже Владимир Легойда от слов протоиерея Владимирова открестился, объявив, что точка зрения одного священника не может рассматриваться как намерение всей Церкви. В то же время он дал понять, что за РПЦ остается право влиять на школьную программу по литературе, хотя подчеркнул, что планов "добиваться исключения из школьной программы тех или иных авторов" у РПЦ нет. Легойда также прибавил, что патриарх Кирилл всегда выступал "не за сокращение списка и часов, но, напротив, за сохранение как большого объема преподавания русского языка и литературы, так и "золотого списка классиков XIX и XX веков".

В выступлениях других представителей Московского патриархата также прозвучал призыв не искать в выступлениях упомянутых священнослужителей угрозу чему бы то ни было.

"Начиная от классических литературных произведений и заканчивая мультипликацией - любое мнение священнослужителей рассматривается как источник очередных, почему-то так ожидаемых медиасообществом ограничений", - заявил заместитель председателя Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.

"Еще вчера мы говорили о том, что у нас нет намерения бороться с классической литературой, а сегодня приходится разочаровывать тех, кто надеялся, что Церковь объявит войну мультипликации", - отметил он. По словам Кипшидзе, задача присутствия Церкви в обществе - "не создать список запретного, а помочь людям, в том числе молодому поколению, сделать информированный выбор, который позволит пользоваться своей свободой и жить согласно человеческому достоинству".