В лице главы Российского императорского дома (РИД) великой княгини Марии Владимировны объединились сразу три религии - православие, ислам и иудаизм.
Об этом заявил советник канцелярии РИД Кирилл Немирович-Данченко на встрече с узбекскими журналистами в Ташкенте, куда он прибыл для подготовки визита княгини, запланированного на 3-15 ноября, сообщает информационно-аналитическая служба "Русская народная линия" (РНЛ).
Отвечая на вопросы представителей прессы, советник пояснил, что великая княгиня является дальней родственницей пророка Мухаммеда.
"Это не "Тысяча и одна ночь", этот факт юридически признан всем мусульманским миром. В мире живут несколько десятков доказанных потомков пророка, и, так сложились обстоятельства, что российская царствующая династия несет в себе кровь пророка Мухаммеда", - сказал Немирович-Данченко.
Он также сообщил , что княгиня является "потомком царя Давида, так как ее мать - урожденная царица грузинская, представительница рода Багратионов-Мухрамских, которые официально являются потомками этого царя".
Тем самым, по словам Немировича-Данченко, сложилась уникальная ситуация, когда в одном лице объединились сразу три религии. "Я других таких прецедентов в мире не знаю", - заключил советник РИД.
Это замечание не вызвало восторга у автора публикации на сайте РНЛ. Более того - он заподозрил Немировича-Данченко в провокации.
"Любой верующий, - говорится в статье, - такой прецедент сразу вспомнит, поскольку, согласно церковному преданию, именно антихрист объединит в себе все религии".
"Что это? Тонкая сознательная провокация с целью дискредитировать в глазах православной общественности главу Российского императорского дома? Или случай ревности не по разуму, когда в желании доказать уникальность своего патрона (а косвенно и свою) иной чиновный человек готов лоб себе расшибить. В любом случае с такими советниками Марии Владимировне и враги не нужны", - подчеркивает автор "Русской народной линии".
Гневно ответил на эту статью директор канцелярии великой княгини Марии Владимировны Александр Закатов, назвавший публикацию "безумием" и упрекнувший безымянного автора в нечестности в подаче информации.
Закатов, в частности, упомянул, что Немирович-Данченко отвечал на вопросы журналистов, "находясь рядом с митрополитом Ташкентским и Среднеазиатским Викентием - многолетним хранителем священных мест страданий и мученической кончины Святых царственных страстотерпцев", который и пригласил великую княгиню в Узбекистан. По словам Закатова, "ничего "антихристова" в словах Немировича-Данченко митрополит не обнаружил.
Александр Закатов, защитивший в свое время диссертацию по теме "Архивы Российского императорского дома", дал также развернутый исторический комментарий по поводу предков великой княгини.
"То, что Дом Романовых имеет в числе предков представителей Севильской династии Курайшитов, происходящей от основоположника ислама, известно с дореволюционных времен, и ничего нового Немирович-Данченко тут не открыл. Через брак государя Владимира Кирилловича (отца великой княгини. - Прим. NEWSru.ru) с государыней Леонидой Георгиевной Дом Романовых породнился с Домом Багратионов, восходящим к св. царю Давиду Псалмопевцу. Это также общеизвестный факт. Ну а уж о том, что патриарх Филарет является единственным предстоятелем Русской православной церкви, оставившим потомство, и поэтому государи Дома Романовых являются не только преемниками и хранителями наследия царей, но и потомками по крови третьего российского патриарха, знает любой человек, мало-мальски интересующийся историей. Великая княгиня Мария Владимировна, как и ее царственные предшественники, являясь православной государыней, уважает соотечественников иных традиционных исповеданий и имеет с ними глубокие исторические связи. Кто не понимает ценности этого - не понимает сути царского служения", - написал Закатов.
Между тем не все "соотечественники иных традиционных исповеданий", к которым причисляет Закатов граждан независимого сегодня Узбекистана, испытывают восторг по поводу предстоящего визита главы Российского императорского дома. Об этом свидетельствует статья на на сайте узбекского новостного агентства 12news.uz, где отмечается, что возле Дома Романовых "больно много странных личностей".
Из них самая знаменитая - Анна Андерсон, утверждавшая, что она - дочь Николая II, великая княгиня Анастасия, якобы чудом спасшаяся после злодейского расстрела царской семьи, совершенного большевиками в 1918 году в Екатеринбурге, в подвале Ипатьевского дома. Анна Андерсон умерла в 1984 году в Америке, и на ее надгробном камне написано имя Анастасия.
Что касается Марии Владимировны, то, как сказано в статье, ее "ситуация не более ясная". Автор публикации недоумевает, "как она, вопреки всем российским законам о престолонаследии, вообще стала "почти" императрицей".
В публикации приведены ее собственные слова, которые должны пролить свет на такой поворот ее судьбы: "Оказавшись в вынужденном изгнании после 1917 года мои дед и отец - государи Кирилл и Владимир… обеспечили существование Дома Романовых как исторического института".
Однако автор публикации характеризует историю "обеспечения существования" немного иначе. В наследники престола сначала прочили именно двоюродного брата Николая II, великого князя Кирилла Владимировича. Однако в 1905 году он женился на принцессе Виктории Саксен-Кобург, не православной и разведенной. Николай II был шокирован, поскольку член императорской семьи нарушил все каноны. Кирилла выгнали со службы, и все его потомство было законодательно, именным императорским указом лишено всех прав членов императорской фамилии, включая (и это оговаривалось особо) права на наследование престола.
В феврале 1917 года Кирилл Владимирович, которого к тому времени простили, предал присягу на верность Дому. Он командовал элитной воинской частью - Гвардейским экипажем - и отрекся от царя в пользу Учредительного собрания. Он ждал, что новая форма правления не уничтожит монархию и призовет на престол именно его, как ближайшего наследника и к тому же жертву николаевского произвола. Но события, как известно, развивались иначе. В итоге великому князю пришлось бежать из России.
"В 1924 году, находясь в Кобурге у родственников жены, Кирилл неожиданно провозгласил себя Императором Всероссийским Кириллом I, чем внес окончательный раскол в и без того перессорившуюся между собой русскую эмиграцию. Конфликт между Кирилловичами и их противниками длится до сих пор - и Кирилловичи не устают подогревать его все новыми скандалами", - пишет автор публикации на сайте 12news.uz.
Сын Кирилла, князь Владимир (отец Марии Владимировны), воздержался от того, чтобы провозгласить себя императором после смерти отца в 1938 году, ограничившись званием "Главы Российского Императорского дома". Однако затем тень на Дом бросила женитьба князя. Его избранницей стала Леонида Багратион-Мухранская, дочь Георгия Багратиона, самовольно провозгласившего себя в эмиграции претендентом на грузинский престол, хотя род Багратионов после присоединения Грузии к России перестал быть царствующим. Кроме того, Леонида Георгиевна на момент венчания с князем Владимиром находилась в разводе с американцем Самнером Кёрби - человеком не православным, что идет в разрез с традициями императорской фамилии. От этого брака у нее была дочь Мария, теперь возглавившая Российский императорский дом.
Как сказано в публикации, Марию Владимировну правильнее было бы величать Мария Самнеровна. Она дочь безродного американца и грузинки отнюдь не царского рода. "Тем не менее она в нарушение всех династических правил получила российский титул Великой Княгини Марии Владимировны. Род Кирилловичей в очередной раз произвел фурор", - отмечается в статье.
23 декабря 1969 года, в день ее совершеннолетия, глава РИД Владимир Кириллович опубликовал документ под названием "Обращение". На тот момент оставались в живых семь членов династии мужского пола (в возрасте от 55 до 73 лет), имевших право наследовать престол в случае смерти Владимира Кирилловича. Но, как утверждалось в "Обращении", "вряд ли можно предположить, принимая во внимание их возраст, что кто-то из них сможет иметь потомство". Таким образом, как подчеркивалось в этом документе, наследие перейдет к великой княгине Марии Владимировне Романовой.
В 1976 году Мария Романова вышла замуж за Франца-Вильгельма Гогенцоллерна, принца Прусского (правнука германского императора Вильгельма II). Венчание происходило после принятия принцем православия, на бракосочетании в мадридском православном храме Франц-Вильгельм был провозглашен "великим князем Михаилом Павловичем". Их сын, вопреки правилам российского и германского императорских домов, получил фамилию матери и официально зовется сегодня Георгием Михайловичем Романовым и "наследником российского престола".
Как пишет далее автор публикации, в 1986 году Мария развелась с Михаилом Павловичем, который мгновенно вернулся в лютеранство и именуется снова Франц-Вильгельм. Великая княгиня сейчас живет с сыном. У них скромная квартира в Мадриде. Был дом во Франции, который пришлось продать. Семья существует на сбережения, которые позволяют ей поддерживать средний (по европейским меркам) уровень жизни. Спонсорская помощь, которую Романовы получают из России, в основном идет на обеспечение визитов на родину. Члены Императорского дома в 1992 году получили паспорта граждан РФ, постоянно проживающих за рубежом.
Между тем в жизни Марии Владимировны был еще один любопытный эпизод. В 1997-1998 годах Борис Ельцин, озабоченный поисками надежного преемника, всерьез задумался о некоем договоре о политическом примирении "белых" и "красных" и о возвращения монархии. Подготовка к "возвращению государя" была уже в стадии реализации. Все было готово, не хватало сущей малости - царя. Имя будущего императора в подготавливаемых документах не упоминалось, однако на всех вензелях отчетливо была видна буква "Г". По-видимому, предполагалось посадить на престол сына Марии Владимировны, 15-летнего Георгия.
Однако на стол Ельцину были положены экспертные заключения историков Московского и Санкт-Петербургского университетов, из которых явствовало, что Кирилловичи прав на престол не имеют и вообще являются самозванцами. Ельцин не любил, когда его пытались обмануть, и по кремлевским коридорам долго ходили слухи о грандиозной выволочке, которую устроил президент новоявленным "монархистам".
Финалом несостоявшейся монархической реставрации стала церемония захоронения останков Николая II и членов его семьи в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга в июне 1998 года. Этой церемонии предполагалось придать символическое значение: за гробом последнего царя должен был идти наследник, призванный на престол "всеми политическими силами России". Между тем разрыв с Кирилловичами заставил власть изменить сценарий. Мария Владимировна отказалась от приглашения на церемонию. При этом она призналась, что погребенные – не ее родственники. Таким образом, возникает вопрос, в каком качестве она едет в Ташкент, вопрошает автор статьи.