Русская церковь не приемлет методы искусственного оплодотворения, удостоенные Нобелевской премии
Архив NEWSru.ru
Русская церковь не приемлет методы искусственного оплодотворения, удостоенные Нобелевской премии
 
 
 
Русская церковь не приемлет методы искусственного оплодотворения, удостоенные Нобелевской премии
Архив NEWSru.ru

В Московском патриархате считают нравственно недопустимыми методы экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), за разработку которых британский эмбриолог Роберт Эдвардс получил Нобелевскую премию в области медицины за 2010 год.

"Церковь считает морально неприемлемыми все те методы ЭКО, которые связаны с заготовлением и последующим уничтожением так называемых "избыточных" эмбрионов", - заявил во вторник порталу "Интерфакс-Религия" замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Николай Балашов. В свое время он участвовал в разработке "Основ социальной концепции" Московского патриархата - документе, наиболее полно излагающем позицию Церкви, в том числе и по вопросам ЭКО.

Позиция Церкви основана на том, что "эмбрион - это будущий человек, а не просто скопление клеток или часть организма матери", а Церковь "защищает достоинство человеческой жизни от момента ее зачатия до естественной кончины человека", сказал Николай Балашов. Кроме того, он напомнил, что методы ЭКО нередко бывают связаны с использованием так называемого донорского генетического материала, что "создает нравственные проблемы у человека, рождающегося в результате такой процедуры".

"Теоретически у него могут быть два отца: "биологический" и воспитавший его, две матери: "биологическая" и та, которая вынашивала его во время беременности", - пояснил священник. По его мнению, как и в случаях так называемого "суррогатного материнства", применение подобных методик может "поставить под вопрос идентичность человека, его самопонимание".

"Исходя из этих соображений, Русская православная церковь не может считать оправданным использование технологий, ставящих под сомнение уникальность человеческой личности и восприятие человеческой жизни как дара Божия", - подчеркнул Николай Балашов.

Бездетным парам, страдающим от невозможности произвести на свет потомство, священник напомнил, что "бездетность в некоторых случаях тоже является особенным призванием от Бога", а "в детских учреждениях России в очереди на усыновление стоит уже множество ребятишек, которые были бы счастливы обрести заботливую семью".

Напомним, что ранее представитель Римско-католической церкви также подверг критике присуждение Нобелевской премии по медицине ученому Эдвардсу. Глава Папской академии proVita Игнасио Карраско де Паула назвал присуждение Нобелевской премии Эдвардсу "совершенно неуместным". Он заявил, что Нобелевский комитет не принял во внимание этические аспекты изобретения.

По его мнению, технология ЭКО привела к возникновению целого "рынка эмбрионов" по всему миру. "В лучшем случае их пересаживают в матку, но в большинстве случаев их просто выбрасывают, это проблема, ответственность за которую несет нобелевский лауреат", - считает Карраско.

В формулировке Нобелевского комитета говорится, что премия присуждена Эдвардсу за то, что он "принес радость бесплодным людям во всем мире". Свою научную деятельность он начал в конце 1950-х годов в Кембриджском университете. Совместно с врачом Патриком Степто он исследовал проблему бесплодия. В 1977 разработанный ими метод экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) был впервые успешно применен, в 1978 году родился первый ребенок, "зачатый в пробирке".