Лжесвященники остаются проблемой и для РПЦ, и для общества
Архив NEWSru.ru
Лжесвященники остаются проблемой и для РПЦ, и для общества
 
 
 
Лжесвященники остаются проблемой и для РПЦ, и для общества
Архив NEWSru.ru

Прошедший месяц отметился двумя громкими уголовными делами, заведенными против священников, осуществлявших доходный бизнес от имени Русской православной церкви, но к ней не относившихся. Патриархия признает свое бессилие в противодействии им, отмечает в сегодняшней публикации "НГ-Религии".

В начале марта в городе Дзержинске Нижегородской области был арестован 34-летний Сергей Сибин, в чьем загородном особняке оперативники обнаружили заботливо упрятанный в сейф пакет с героином. Как выяснилось, наркодилерство Сибин совмещал с другим, не менее успешным бизнесом – в округе он был хорошо известен тем, что в качестве православного священника предлагал услуги по "исцелению больных" за солидное вознаграждение. Сибин действительно являлся в прошлом священником РПЦ, но несколько лет назад был отлучен от Церкви за совершение "богослужений на дому" среди своей паствы, что, впрочем, не помешало ему далее продолжать свою деятельность.

Продолжение громких уголовных дел последовало 16 марта уже в Санкт-Петербурге, где сотрудники центра "Э" городского ГУВД заявили о задержании целой группы лиц, совершавших за деньги отпевания умерших в морге Калининского филиала городского патологоанатомического бюро, находящегося рядом с Елизаветинской больницей. По сообщению пресс-службы ГУВД, в ходе обыска у подозреваемых изъяли 20 тыс. руб. и записи, свидетельствующие о ежедневных доходах: "Нехитрые подсчеты позволяют предположить, что их прибыль ежемесячно достигала полумиллиона рублей". В оборудованной мошенниками при морге комнате-часовне висела табличка, возвещавшая, что часовня относится к Московскому патриархату и благословлена митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (умершим еще в 1995 году), что не соответствовало действительности.

На самом деле священники относились к находившемуся неподалеку от морга храму Святой преподобной великомученицы Елизаветы, что на улице академика Байкова. Этот храм еще в 1997 году ушел от РПЦ в Русскую православную церковь за границей, а в 1999 году в Российскую православную автономную церковь (РПАЦ). Служащий в нем ныне "отец Григорий", он же Вадим Миронович Лурье, был в сентябре 1999 года рукоположен в священники главой РПАЦ архиепископом Суздальским и Владимирским Валентином (Русанцовым). В июле 2005 года владыка отлучил Лурье от своей Церкви за "пропаганду антицерковных учений" в виде "ереси имябожия", это решение затем было подтверждено на Архиерейском соборе РПАЦ в сентябре 2005 года.

Не признав законность своего осуждения, "отец Григорий" продолжал на протяжении всех последующих лет службу в своем питерском храме, а в ноябре 2008 года даже получил от нескольких ушедших в раскол епископов РПАЦ сан "епископа Петербургского и Гдовского" и пост председателя "параллельного" Архиерейского собрания РПАЦ. В этот храм к нему и пожаловали 12 марта оперативники в рамках возбужденного еще в декабре 2009 года уголовного дела по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере). Как позже уточнил заместитель начальника отдела управления по противодействию религиозному экстремизму центра "Э" Александр Равин, "службы по отпеванию усопших проводили священники как раз храма Лурье", и именно Лурье пока что является основным подозреваемым.

Как сообщалось в пресс-релизе ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: "Мошенники по всему городу разместили рекламные плакаты о том, что в храме Святой преподобной великомученицы Елизаветы (так называется эта церковь) выставлены мощи различных святых. Каждый желающий мог за определенную сумму помолиться мощам. Но милиционеры, наведя справки, выяснили, что мощи указанных в рекламе святых находятся в различных соборах, в том числе и зарубежных, и никогда не покидали их стен. Неизвестно, кому молились прихожане, отдавая свои деньги, но народ шел в церковь валом, обогащая тем самым злоумышленников". По информации питерских СМИ, многочисленные рекламные плакаты, размещенные буквально у каждой станции метро города, возвещали о принесении в малоизвестную питерскую церковь таких святынь христианства, как мощи Николая Чудотворца (находящиеся с XI века в итальянском городе Бари), Серафима Саровского, Иоанна Крестителя. Как сообщили СМИ оперативники центра "Э": "За проведение службы у фальшивых мощей брали 1000–2000 рублей. Минимальная цена свечей, которая в обычном храме начинается от 5 рублей, здесь составляет 50 рублей". Впрочем, уточняет заместитель руководителя центра "Э" Александр Равин, "по мощам пока никакого обвинения не выдвигается".

Надо отметить, что представители Русской православной церкви не раз обозначали свое отношение к деятельности Лурье. Так, их усилиями на храм, где он проводил службы, была повешена табличка: "Дорогие братья и сестры! Обращаемся к вам с предупреждением: храм Преподобномученицы Елизаветы является раскольническим, поэтому, согласно каноническим правилам, молиться там не благословляется". Но разве этого достаточно для противодействия? Глава пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Владимир Вигилянский признает, что нет. "Если на часовне было написано, что она открыта по благословению митрополита Санкт-Петербургского, как тут не поверишь? Конечно, люди верили и поэтому приходили молиться", – прокомментировал он информагентствам новость о задержании сотрудниками ГУВД "лиц, представлявшихся сотрудниками РПЦ Московского патриархата". Георгий Иоффе, заместитель председателя миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии, отмечает: "Очень много так называемых самосвятов, то есть людей, которые не имеют апостольского рукоположения. Просто бизнесом занимаются на эту тему".

Еще с 1990-х годов многим хорошо памятны люди в рясах, стоявшие с ящиками для сбора денег "на восстановление храмов" у станций метро. Время идет, жизнь меняется, но проблема такого рода спекуляций на симпатиях людей к Церкви остается. И порой даже, как в данном случае, мошенники увеличивают свой денежный оборот. А ведь, казалось бы, люди научились разбираться в способах ненасильственного изъятия у них денег, которых еще Остап Бендер знал более двухсот. Многие из обманутых в том же Дзержинске приходили с иконами на суд поддержать местного "самосвята". Что это? Потребность в иллюзии? Ведь она жива не только на Святой Руси, но и на практичном Западе.