Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, последователями каких религий себя считают россияне, и что они, в основном, понимают под религией.
К православным себя относят две трети опрошенных россиян (63%); к мусульманам – 6%. Буддистами, католиками, протестантами или иудеями себя считают не более чем по 1% респондентов. Еще 12% верят в Бога, но никакую религию не исповедуют. 16% составляют неверующие. За год это соотношение практически не изменилось, передает "Религия и СМИ"
Религия для респондентов – это, прежде всего, вера предков, национальная традиция (отмечают 36% опрошенных) и следование моральным и нравственным нормам (28%). Для 16% респондентов религия – часть мировой культуры и истории. Столько же опрошенных отмечают, что это личное спасение, общение с Богом. Для 9% главное – соблюдение всех религиозных обрядов, участие в церковной жизни. И 14% отмечают, что для них религия ничего не значит.
По сравнению с ноябрем прошлого года, менее значимым стало отношение к религии как национальной традиции (42% и 36%) и возросло значение моральной составляющей (24% и 28%).
Для верующих религия – это прежде всего вера предков (42%), а также следование моральным нормам (32%); для неверующих это в равной мере национальная традиция, часть мировой культуры и истории, нормы морали (по 9-11%). При этом две трети неверующих указывают, что им религия неинтересна.
Как правило, чем выше уровень образования опрошенных, тем важнее для них морально-этический и культурный аспекты религии и менее значимы обряды и аспект личного спасения.
Регулярное соблюдение религиозных обрядов (не реже раза в месяц) характерно для 11% респондентов. Четверть опрошенных (26%) отмечают только основные религиозные праздники; и еще примерно столько же (24%) соблюдают обряды как придется, от случая к случаю. 37% никаких обрядов не исполняют; выше всего доля таких ответов среди молодежи 18–24 лет (45%), ниже – в самой старшей группе "60+" (31%).
Последователи православия его врагами считают прежде всего сектантов (на это указывают 26% опрошенных), в меньшей мере – оккультистов, последователей магии, астрологов (9%); представителей нехристианских религий (5%); других ветвей христианства (2%) или атеистов (4%). Четверть опрошенных (24%) никого не называют в качестве врагов православия. В Москве и Санкт-Петербурге проблема сектантов представляется не столь острой (здесь на нее указывают 18% опрошенных), как в других населенных пунктах (24–30%).
Большинство опрошенных (74%) не готовы защищать свою веру с оружием в руках, даже если к этому призовут их духовные лидеры. Личное участие в религиозной войне возможно для 14% респондентов, причем скорее для опрошенных до 45 лет (16–18%), чем людей старше этого возраста (11%).
Оскорбление религиозных святынь также не повод для применения оружия, полагают две трети опрошенных (69%). Указывают, что готовы с оружием в руках защищать свою веру от богохульства, 16% опрошенных; прежде всего это респонденты до 45 лет (17–22%), а не те, кто старше (12–13%).
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен в ноябре 2006 г. Опрошено 1587 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Любопытно сравнить эти данные с цифрами по одной из самых католических стран Европы – Польше. Там в 2003 году 96% населения считали себя верующими, при этом подавляющее большинство называло себя католиками. Результаты последних соцопросов: верующими называют себя 95% опрошенных, а католиками – 96% (это было бы удивительно, если бы и в России "православный" не было бы в первую очередь национально-культурной самоидентификацией). 63% заявляют, что следуют учению Церкви в повседневной жизни.
Религиозность в понимании поляков в значительной степени отождествляется с "воцерковленностью", то есть с участием в религиозных обрядах. В мае 2006 года религиозными людьми назвали себя 69% респондентов, 17% заявили о равнодушном отношении к религии, 11% обозначили себя как "скорее нерелигиозных людей", 3% декларировали абсолютную нерелигиозность. О "религиозном равнодушии", в частности, заявляют люди, чье участие в обрядах можно назвать спонтанным и нерегулярным. Примечательно, что среди "равнодушных" есть и те, кто признает "особую значимость" обрядов крещения и похорон (87% и 89% опрошенных соответственно, что превышает число назвавших себя "религиозными" людьми). В среднем воскресные богослужения посещают 45% поляков, а причащаются по воскресеньям – 16,5%.
21% респондентов, считающих себя "практикующими католиками", в то же время заявляют о "личном" характере своей веры и слабом влиянии на нее Церкви. Среди всех поляков, называющих себя верующими, таких 43%.
Качественные характеристики, которые дают поляки окружающему миру, зачастую содержат предикат "испорченности" или "греховности" (53-55% опрошенных). 53% поляков утверждают, что "ощущают близость Бога", однако подавляющее большинство (83%) не может сказать того же об Иисусе Христе или Деве Марии. Каждый пятый поляк не верит в воскресение Иисуса, зато 32% верят в телепатию, 19,5% – в реинкарнацию. Уверенность поляков в том, что они влияют на ход жизненных событий, социологи оценивают как 6,1 по десятибалльной шкале; при среднеевропейском уровне 6,7 балла это один из самых низких показателей в Европе.
Для Польши характерен довольно высокий уровень антиклерикальных настроений. В середине 1990-х 85% поляков высказывались против того, чтобы Церковь "подсказывала" избирателям, за кого голосовать на выборах, а 81% считал недопустимым вмешательство Церкви в государственные дела. Выше были только показатели во Франции – 86% и 82% соответственно. В 2004 году 48% поляков считали вмешательство Церкви в политику "чрезмерным" (в 1996 году такие суждения высказывали 59%), при этом 37% находили невозможным для государства руководствоваться в своей деятельности учением Католической церкви. "Иерархи Церкви должны воздерживаться от политических комментариев" – считают 77% поляков.
32% поляков в 1990-е годы полагали, что Церковь прежде всего заинтересована в стяжании "мирской власти", 21% опрошенных считал Церковь естественным союзником богатых и властей предержащих, 25% рассматривали ее как "организацию, управляемую епископами и священниками" (а не как Тело Христово или общину верующих), 58% утверждали, что Церковь богата. Уровень доверия к приходскому духовенству не превышает 64% (для сравнения: самый высокий уровень доверия к епископу – 79,5%, к Конференции католических епископов Польши (ККЕП) – 75,7%, примаса – 84%).
Стабильно высоким доверием (не менее 90%) пользовался в последние годы Папа Римский Иоанн Павел II. Для 64,9% поляков после кончины Иоанна Павла II в Католической церкви в Польше не осталось авторитетов. Более того, согласно опросу, самым авторитетным из иерархов (15,5%) считается архиепископ Кракова кардинал Станислав Дзивиш, чью популярность можно объяснить только одним: на протяжении многих лет он являлся личным секретарем Иоанна Павла II. Если до 2005 года негативные стороны Церкви в сознании поляка могли быть нивелированы образом "великого и мудрого польского Папы", то теперь такого амортизатора недовольства у Церкви нет, и уже в ближайшие годы это может сказаться на доверии к ней как к институту.
Степень идентификации с церковным приходом у поляков зависит от возраста (о связи с приходом заявляют свыше 68% людей в возрасте от 65 лет и всего 38% молодежи от 18 до 24 лет), места проживания (61% на селе, 48% в городах с населением до 20 тысяч человек, 32% в городах с полумиллионным населением и выше), образования (всего 35% опрошенных с высшим образованием декларируют ощущение связи с приходом), социальной группы (76% крестьян, 47% рабочих, всего 35% работников интеллектуальной сферы и 34% представителей интеллигенции).
Лишь 4% мирян в Польше принимают регулярное участие в организуемой приходами общественной деятельности, 16% делают это "время от времени", еще 14% – "очень редко", а 65% не занимались этим никогда. В основном эта деятельность не выходит за пределы церкви: 79% активистов занимаются уборкой церковных помещений, 28% собирают средства на нужды церкви, 16% участвуют в подготовке религиозных церемоний и празднеств. Менее популярны собственно социальные инициативы прихода: 10% активистов организуют финансовую помощь нуждающимся, 8% участвуют в организации паломничеств, 5% – в организации культурных мероприятий, 3% – в организации занятий для детей и т.д. В культурных мероприятиях и экскурсиях для детей, организуемых церковными приходами, принимает участие незначительная часть опрошенных – 9 и 7% соответственно. Паломничества, организуемые приходами, привлекают 27% поляков.
68% поляков утверждают, что никак не влияют на жизнь прихода и (sic!) не хотят на нее влиять, 17% – что хотели бы влиять на жизнь прихода, но в настоящий момент этого не происходит, и лишь 15% считают, что имеют влияние на приходскую жизнь. Более того, лишь 57% приходских активистов полагают, что оказывают воздействие на жизнь прихода, тогда как 33% отрицают факт такого воздействия и не стремятся к оному.
"В сфере морали обнаруживаются самые значительные расхождения между учением Церкви и убеждениями поляков. Это находит свое выражение в поддержке таких поведенческих практик и ситуаций, как сожительство без заключения брака (32% поляков высказываются "за"), сексуальные отношения до брака (41%), использование контрацепции (48%), развод (22%), эвтаназия (11%). 56% поляков не стали бы ограничивать гомосексуалистов в праве провести "парад гордости", 62% – против запрета на торговлю по воскресеньям. На вопрос, согласен ли опрашиваемый с тем, что женщина в первые месяцы беременности может решать, будет она рожать или нет, 23% ответили "однозначно нет". Однако стоило социологам конкретизировать условия, при которых женщине может быть разрешен аборт (угроза жизни и здоровью матери, беременность как результат насилия или инцеста, тяжелое финансовое положение матери и так далее), как число ригористов уменьшилось до 12%.
Лишь 31% респондентов на вопрос об отношении к нравственной доктрине Католической церкви ответил, что "нравственные основы католицизма – это лучшая нравственная система, не требующая изменений или дополнений". 26% поляков полагают, что по мере усложнения жизни в католическую нравственную доктрину необходимо вносить дополнения, а 36% считают, что большинство католических нравственных норм "правильно", но "недостаточно" для современного человека. По сравнению с 2000 годом число однозначных сторонников католических моральных ценностей увеличилось на 9%.
79% поляков поддерживают введение в школьную программу сексуального воспитания, 76% выступают за внеутробное оплодотворение, причем 36% считают, что для супружеских пар это должно быть бесплатной услугой. На протяжении последних 10 лет медленно, но увеличивался процент поляков, не желающих иметь детей (1% в 1996 году, 4% – в 2006-м), лишь 33% по состоянию на 2006 год выступали за многодетную (больше двух детей) семью, а традиционную модель семьи (работающий отец, воспитывающая детей мать) даже в сельской местности поддерживают лишь 44% мужчин и 37% женщин.