Иерусалимские иудеи-ортодоксы озабочены формой уха нового памятника царю Давиду
Фото М.Горовец / NEWSru.co.il
Иерусалимские иудеи-ортодоксы озабочены формой уха нового памятника царю Давиду Автор проекта скульптор Александр Демин (слева) и Александр Устенко, директор завода "Лит-Арт"
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Иерусалимские иудеи-ортодоксы озабочены формой уха нового памятника царю Давиду
Фото М.Горовец / NEWSru.co.il
 
 
 
Автор проекта скульптор Александр Демин (слева) и Александр Устенко, директор завода "Лит-Арт"
Фото М.Горовец
 
 
 
Раввин горы Сион Мордехай Гольдштейн
Фото М.Горовец

7 октября в Иерусалиме на горе Сион открывается бронзовый памятник Царю Давиду. Изваяние легендарного царя иудеев получено израильскими властями в дар от российского благотворительного фонда Святителя Николая чудотворца. Авторы проекта - скульптор Александр Демин и Александр Устенко, директор завода "Лит-Арт", где отливали статую.

Статуя установлена неподалеку от предполагаемой гробницы царя ("Кевер Давид"), под стенами церкви Успения Богородицы. Корреспондент NEWSru.co.il снял с памятника покрывало, когда обнаружил, что новый художественный объект вызывает подозрения у ультраортодоксов.

Они ждали разъяснений раввина, как следует относиться к памятнику. Согласно канонам иудаизма, заявил раввин горы Сион Мордехай Гольдштейн, проблема заключается в форме уха этого памятника.

"Если уха нет, или наличествует дефект, при котором ухо наполовину усечено – эта конструкция имеет право на существование. Так постановил при обсуждении статуи крупнейший духовный авторитет раввин Йосеф Шалом Эльяшив. Потому что не существует скульптуры человека без ушей. Но если, глядя на статую Давида, у нас создается впечатление, что ухо цело и невредимо, и лишь скрыто за волосами – тогда это непозволительно. Вопрос в том: есть ухо или нет его?" - говорит раввин.

Раввин заявил, что его беспокоит не столько внешний вид царя иудеев, сколько современные евреи, которые отказываются, в отличие от российских филантропов, от участия в строительных и реставрационных проектах на территории Иерусалима.

"Ни одно сооружение в Иерусалиме, какое бы оно ни было, не может быть возведено за счет денег "гоев" (неевреев). Даже, если нееврей желает совершить акт благотворительности – мы, по религиозным канонам, не можем принять подобный дар. Евреи должны отстраивать Иерусалим за собственный счет. Но именно ортодоксальные евреи не желают давать деньги. Я сам обращался к некоторым из них – речь идет не о миллионерах, а о миллиардерах – и они отвечали отказом. Это позор", считает Гольдштейн.

Расходы на создание и установку памятника составили около 2 миллионов долларов. На табличке в основании памятника планировалось указать имена всех жертвователей, которые участвовали в проекте, но из-за возникших споров по поводу написания имени Николая Чудотворца, установка памятной доски откладывается.

"На английском имя дарителя звучит как Santa Claus. Санта Клаус – гой, нееврей, и это серьезная проблема, хотя наверняка, все, принимавшие участие в создании памятника – прекрасные люди", – заявил раввин Гольдштейн.

Исполнительный директор благотворительного фонда Святителя Николая Чудотворца Николай Горячкин разъяснил NEWSru.co.il, что статуя Царя Давида была установлена на горе Сион в Иерусалиме при полном согласии израильских властей.

"Все наши программы осуществляются с благословления российской православной церкви, в теснейшем контакте и, как правило, по инициативе властей, на территории которых мы реализуем наши проекты. Иерусалимский проект – совместный. В выборе эскиза памятника принимала участия израильская сторона, все пожелания которой были учтены".

Скульптура Царя Давида в Иерусалиме – 20-ый памятник, установленный фондом, и второй по счету монумент за пределами России: "На территории России, мы ставим памятники православным святым, в основном, по границе. Они как бы охраняют территорию государства. Это изображения исторических покровителей России", объяснил Горячкин.