Власти Москвы одобрили реставрацию здания на территории церкви Софии Премудрости Божией на Софийской набережной Москвы-реки
Moscow-Live.ru
Власти Москвы одобрили реставрацию здания на территории церкви Софии Премудрости Божией на Софийской набережной Москвы-реки
 
 
 
Власти Москвы одобрили реставрацию здания на территории церкви Софии Премудрости Божией на Софийской набережной Москвы-реки
Moscow-Live.ru

Власти Москвы одобрили реставрацию здания на территории церкви Софии Премудрости Божией на Софийской набережной Москвы-реки.

Трехэтажная постройка расположена в границах зоны объектов культурного наследия, поэтому проект ее реставрации должен будет пройти согласование с органом власти в области государственной охраны памятников истории и культуры, сообщает во вторник портал "Интерфакс-Религия" со ссылкой на информацию пресс-службы префектуры столичного Центрального административного округа.

К территории относится храм с трапезной и колокольней, а также дом причта. Решение о проведении реставрационных работ было принято на заседании градостроительно-земельной комиссии Москвы.

История храма

Как сообщает сайт храма, его возвели москвичи в честь своей победы над Новгородом. Первая деревянная церковь, построенная в конце XV века, по мнению ученых, находилась чуть дальше от того места, где сейчас стоит каменный Софийский храм, - ближе к Дому на набережной. Впервые деревянная церковь упоминается в летописи в 1493 году. Тогда древнее Замоскворечье еще именовалось Заречьем, где проходила дорога в Орду. Страшный пожар 1493 года, выкосивший посад (территорию у восточной стены Кремля), достиг и Заречья. Пожар уничтожил и Софийский храм.

В связи с указом Ивана III 1496 года о сносе всех церквей и дворов напротив Кремля: "Того же лета рекою Москвою против города и повеле на тех местех чинити сад" - в Заречье запрещено было селиться напротив Кремля и строить на набережной жилые дома. А на освободившемся от жилья пространстве требовалось устроить что-то особенное. И зареченскую территорию отдали под новый Государев сад, именованный Царицыным Лугом, будущие Садовники, который был разбит уже в 1495 году.

Oколо Государева сада возникло слободское поселение государевых садовников, ухаживавших за садом. Они-то и дали позднейшее название местности. Только в XVII веке садовники обосновались на территории самого сада и в 1682 году выстроили новую каменную Софийскую церковь.

Hезадолго до того в старом храме проповедовал сам протопоп Аввакум и "прихожан учением своим отлучил многих". Вследствие этого "запустошения церквей" его сослали из Москвы.

Уже 11 декабря 1812 года, меньше чем через два месяца после изгнания французов, был освящен Андреевский придел храма. В этом приделе, как и во всех действующих храмах Москвы, 15 декабря 1812 года прошел благодарственный молебен за победы, одержанные над войском "двунадесяти язык".

После устройства в 1830-х годах каменной набережной, именно по имени находившегося здесь храма Софии она была названа Софийской.

В марте 1862 года протоиерей А. Нечаев и церковный староста С. Г. Котов обратились к московскому митрополиту Филарету с просьбой о строительстве новой колокольни, так как прежняя была уже довольно ветха.

Новую колокольню просили выстроить по линии Софийской набережной с проездными воротами с двухэтажными флигелями, в одном из которых должна была разместиться церковь в честь иконы Божьей Матери "Взыскание погибших". Потребность в строительстве также мотивировалась необходимостью продолжения богослужения в случае затопления основного храма в весеннее время водой.

Строительство колокольни продолжалось шесть лет и было окончено в 1868 году. Колокольня Софийской церкви стала первым высотным сооружением, построенным в центре Москвы после окончания внешних строительных работ по храму Христа Спасителя, завершенных в 1859 году.

Строительство колокольни было лишь частью плана, автором которого были протоиерей Александр Нечаев и архитектор Николай Козловский. Также было задумано грандиозное строительство основного здания храма, соответствующего по масштабам и архитектурному облику зданию колокольни. В случае осуществления этого проекта Софийский ансамбль, несомненно, стал бы важнейшим архитектурным ансамблем Замоскворечья.

В основе замысла ансамбля Софийской колокольни и Софийского храма лежал определенный круг идей, связанный с храмом Христа Спасителя. Как и храм Христа, Софийский храм предполагалось выстроить в византийском стиле. Само выражение "византийский" подчеркивало исторические православные корни Российского государства. "Возведение в центре Москвы соразмерного с храмом Христа Спасителя и кремлевскими соборами храма Софии Премудрости Божией, соименного главному храму Византийской империи, получало весьма актуальное звучание. Оно отсылало к известной концепции "Москва – третий Рим", напоминая о вековечности православия и извечных целях русского государства, об освобождении Греции и порабощенных Турцией славянских народов, а также главной православной святыни - храма Софии Константинопольской".

Москва осознавала себя не только преемницей Рима и Византии, но и мировым оплотом Православной церкви, что было созвучно идее Москвы как Дома Богородицы. Главными символами этой сложнейшей композиции стали кремлевская Соборная площадь с Успенским собором и Красная площадь с храмом Покрова на Рву, который был архитектурной иконой Града Божия - Небесного Иерусалима. Замоскворечье по-своему вторило Кремлю и представляло другую часть градостроительной модели Москвы. Государев сад был устроен во образ Гефсиманского сада на Святой земле. А сравнительно скромная церковь Святой Софии стала и важнейшим Богородичным символом, и образом главной христианской святыни Гефсиманского сада - Погребального вертепа Божией Матери. Место погребения Богородицы символически связано с праздником Ее Успения, который осмысляется прославлением Богоматери как Царицы Небесной, и Софийская церковь воплощает именно эту идею, именно этот образ Богоматери, перекликаясь с кремлевским Успенским собором.

О судьбе храма в первые послереволюционные годы известно мало. В 1918 году новой властью был конфискован общий капитал храма, который составил 27 000 рублей. В 1922 году была объявлена кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих. Изъятое имущество в основном было описано на вес. Одних серебряных риз взято 20 штук. Особую ценность представляла золотая риза, украшенная двумя бриллиантами. В 1929 году храм был закрыт, его занял Союз безбожников.

Следующее постановление о закрытии храма для занятия под клуб расположенного неподалеку завода "Красный факел" президиум Мособлисполкома вынес в декабре 1931 года. Вокруг храма развернулась настоящая драма, подоплека которой, к сожалению, не известна. На своем заседании 19 февраля 1932 года комиссия по вопросам культов при ВЦИКе вновь отменила это решение, постановив оставить церковь в пользовании верующих.

Однако 16 июня 1932 года комиссия вновь вернулась к этому вопросу и утвердила решение президиума о ликвидации церкви "ри условии предоставления заводом "Красный факел" в Облисполком плана переоборудования, сведений о наличии средств и строительных материалов". Через месяц это решение комиссии было утверждено ВЦИКом, и Софийский храм разделил печальную судьбу многих московских храмов. С церкви были сняты кресты, вывезено убранство интерьера и колокола, икона Владимирской Божией Матери была передана Третьяковской галерее. Никаких сведений о дальнейшей судьбе убранства храма неизвестно.

После клуба завода "Красный факел" помещение храма в середине 1940 года было переоборудовано под жилье и разделено междуэтажными перекрытиями и перегородками. Внутри храма работала лаборатория термомеханической обработки Института стали и сплавов. В 1960-1980–е годы в колокольне размещался трест подводно-технических и строительных работ "Союзподводгазстрой".

В 1960 году здания храма и колокольни постановлением Совета министров РСФСР были поставлены на охрану как памятники архитектуры.

В 1972 году было проведено исследование живописи храма. В 1974 году начались реставрационные работы. Сами росписи, покрытые слоями побелки, долгие годы считались утраченными. Но в начале 2000 года реставраторам удалось расчистить росписи свода и несколько фрагментов на стенах, и им открылась поистине прекрасная картина. В заключении эксперта, сделанном по просьбе нынешнего настоятеля храма протоиерея Владимира Волгина и прихожан храма, говорится: "Сохранившиеся фрагменты росписи храма должны рассматриваться как уникальный памятник русского церковного искусства XX века и как реликвия Церкви, достойная особого поклонения".

В 1992 году здание храма и колокольня по распоряжению правительства Москвы были переданы РПЦ. Крайне тяжелое состояние полученных зданий не позволило сразу же возобновить богослужение. Лишь в декабре 1994 года начались службы в подколокольном храме "Взыскания погибших".

11 апреля 2004 года, на Пасху, в стенах храма Софии Премудрости Божией была совершена литургия - первая с тех мрачных времен запустения. В 2013 году произведена реставрация внешнего вида здания колокольни "Взыскание погибших" организацией ООО РСК "Возрождение". В настоящее время проводятся реставрационные работы внутри колокольни. Богослужения в ней приостановлены до окончания реставрационных работ.