Недавнее пополнение списка экстремистской литературы нанесет ощутимый удар по Совету муфтиев России, считает эксперт по современному российскому исламу Роман Силантьев
Архив NEWSru.ru
Недавнее пополнение списка экстремистской литературы нанесет ощутимый удар по Совету муфтиев России, считает эксперт по современному российскому исламу Роман Силантьев
 
 
 
Недавнее пополнение списка экстремистской литературы нанесет ощутимый удар по Совету муфтиев России, считает эксперт по современному российскому исламу Роман Силантьев
Архив NEWSru.ru

Недавнее пополнение списка экстремистской литературы нанесет ощутимый удар по Совету муфтиев России, считает эксперт по современному российскому исламу Роман Силантьев.

"Все книги по исламской тематике, пополнившие список экстремистской литературы по решению Бугурусланского городского суда, являются сочинениями идеологов и популяризаторов одного "сугубо мирного течения в исламе" - ваххабизма, или салафийи", - заявил сегодня Р. Силантьев журналистам, сообщает "Интерфакс-Религия".

Он подчеркнул, что запрещенные бугурусланским судом книги "имели ярко выраженную ваххабитскую направленность и содержали резкие выпады в адрес неваххабитов".

При этом, по словам Р. Силантьева, именно эти сочинения составляли "заметную часть" литературы, используемой и распространяемой Духовными управлениями мусульман (ДУМ) европейской и азиатской части России под руководством соответственно муфтиев Равиля Гайнутдина и Нафигуллы Аширова, ДУМ Мордовии во главе с муфтием Рашидом Халиковым и целым рядом других структурных подразделений Совета муфтиев России.

Традиционные мусульмане, напомнил собеседник агентства, уже пытались привлечь внимание к проблеме распространения данных книг. В мае 2004 года экспертный совет ДУМ Дагестана запретил продажу и раздачу религиозной литературы издательств "Бадр", "Умма", "Тауба", "Фажруль-Исламийа (Фаджр)" и "Ибрагим бин Абдуль-Азиз аль-Ибрагим", а в 2005 году Совет улемов Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ) дополнил этот список издательством "Сантлада" и перечислил "конкретные экстремистские труды, среди которых было немало свежезапрещенных книг".

Р. Силантьев также упомянул основные признаки, по которым можно отличить ваххабитскую литературу. В первую очередь, по его мнению, стоит обратить внимание на издательство и автора. Так, книги издательств, перечисленных экспертами ДУМ Дагестана и ЦДУМ, "в своем подавляющем большинстве проповедуют идеалы ваххабизма".

Среди наиболее известных авторов таких книг экспертами упоминаются Мухаммад бин Джамиль Зину, Насир ад-дин Албани, Ибн Таймийя, Аббас Ахмад аль-Баз, Абдурахман бин Абдуллах аль-Гайса, Мухаммад Ахмад Муаббара аль-Кахтани Сеид Кутб, Аль-Маудуди, Фатхи Якан, Идрис Галяутдинов и Багаутдин Кебедов.

"Во-вторых, ваххабитские книги отличают частые оскорбления шиитов (обычно презрительно именуемых рафидитами), ненависть к христианам и их символике - особенно к кресту, а также призывы не соблюдать законы неисламских государств", - заявил исламовед.

Он также отметил, что запрещенные книги имеют хождение преимущественно в общинах Совета муфтиев России, в то время как муфтияты Северного Кавказа, ЦДУМ и ДУМ Татарстана "стараются не соблазняться дешевизной и доступностью такого рода пропагандистских сочинений".

"Сложившаяся ситуация придает больший вес утверждениям тех мусульманских лидеров России, которые указывают, что муфтий Равиль Гайнутдин и его соратники либо не могут отличить литературу чуждой идеологической направленности от нормальной, либо сознательно участвуют в распространении ваххабитского понимания ислама в российском мусульманском сообществе", - заявил Р. Силантьев.