Заявление о создании халифата на территории Ирака и Сирии, о котором возвестила недавно группировка "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ), воевавшая на территории этих стран, ничего неожиданного, по словам эксперта, не представлял
Global Look Press
Заявление о создании халифата на территории Ирака и Сирии, о котором возвестила недавно группировка "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ), воевавшая на территории этих стран, ничего неожиданного, по словам эксперта, не представлял
 
 
 
Заявление о создании халифата на территории Ирака и Сирии, о котором возвестила недавно группировка "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ), воевавшая на территории этих стран, ничего неожиданного, по словам эксперта, не представлял
Global Look Press

Известный российский религиовед Борис Фаликов в статье, опубликованной на сайте "Газета.ru", анализируя ситуацию на Ближнем Востоке, связанную с эскалацией исламизма, размышляет о том, что движет людьми, перекраивающими границы государств из религиозных побуждений.

Заявление о создании халифата на территории Ирака и Сирии, о котором возвестила недавно группировка "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ), воевавшая на территории этих стран, ничего неожиданного, по словам эксперта, не представляло. Хотя, если учесть, что в историческое понятие Леванта входит не только Сирия, но и как минимум Ливан с Палестиной, амбиции у исламистов очень большие, отмечается в публикации.

Устремлениями этой относительно небольшой группы людей, считает Фаликов, прежде всего руководит желание восстановить историческую (в их понимании) справедливость. Рухнувшая почти 100 лет назад Оттоманская империя включала в себя и Ирак, и Левант, и много других территорий. Гигант был расчленен коварными колониальными державами, навязавшими мусульманам нынешние границы, которые теперь следует перекроить. Особенно это касается границы между Сирией и Ираком, возникшей в результате тайного сговора двух дипломатов британца Марка Сайкса и француза Франсуа Жорж-Пико.

Размышляя о чаяниях исламистов, Фаликов проводит неожиданную на первый взгляд параллель с событиями, происходящими в тысячах километрах от Ближнего Востока. По словам эксперта, именно пафос борьбы за попранную историческую справедливость питает сепаратистов Донецка и Луганска, ностальгирующих по величию советской, а порой и российской империи.

Конечно, люди, обиженные историей, встречаются повсюду. Но когда чувство обиды превращается в idée fixe, эта публика начинает представлять опасность для окружающих. Именно поэтому текущая эскалация исламизма на Ближнем Востоке вполне способна превратиться в серьезную угрозу для остального мира, подчеркивает Фаликов.

На Ближнем Востоке это явление имеет свою специфику. Ностальгия по великому прошлому нацелена здесь на возрождение халифата - исламского государства на пике своей наступательной мощи.

Но даже в те счастливые для мусульман и печальные для их соседей времена идея халифата была полна внутренних противоречий. Взять, к примеру, кровавый конфликт между суннитами и шиитами, зародившийся вскоре после смерти пророка Мухаммеда и связанный с борьбой за его политическое и духовное наследие. За прошедшие столетия конфликт нисколько не угас.

Вначале шиитско-суннитское противостояние сыграло на руку исламистам ИГИЛ. Нынешний премьер Ирака шиит Нури аль-Малики не сумел или не захотел наладить нормальные отношения с иракскими суннитами после ухода американских войск. Те возмутились и стали переходить в открытую оппозицию к режиму.

Именно их поддержка и помогла стремительному прорыву исламистов (также суннитов) из Сирии в Северный Ирак. Но это вовсе не значит, что альянс окажется долговечным. До своего конфликта с аль-Малики сунниты сражались с "Аль-Каидой" Ирака и помогли американцам разгромить ее. Но остатки группировки перебрались в Сирию, именно из них и сформировалась нынешняя ИГИЛ.

Сейчас ее интересы совпали с интересами разочарованных иракских суннитов, но что будет завтра, сказать не может никто.

Вся эта чехарда стремительно сменяющих друг друга военных альянсов объясняется не только изощренностью политических интриг, которыми славится Ближний Восток (куда там Макиавелли), но и вещами более глубокими. И прежде всего - самой природой современного исламизма и, главное, его ролью внутри ислама.

Исламизм - это радикальная форма антизападнических, антисекулярных и антиглобалистских настроений, характерных и для современного ислама в целом. В этом его сила и популярность в мусульманской среде. И не стоит из соображений политкорректности закрывать на это глаза, отмечает автор статьи в "Газете.ru".

Но эта популярность соседствует с определенным разочарованием. Объясняется оно тем, что исламизм парадоксальным образом сам является следствием секуляризма и глобализации.

Исламизм, по словам Фаликова, - продукт крайней политизации ислама, и религия в нем служит лишь средством для осуществления сугубо политических целей. А это не может не настораживать более традиционных верующих, бросая вызов их приверженности привычному укладу и вековым обычаям. Поэтому отношение к исламистам тех же иракских суннитов пронизано подозрительностью и легко меняется под влиянием политических обстоятельств.

Примерно так же обстоят дела и с антиглобализмом исламистов. Будучи противниками глобализации под предводительством Запада, они ничего не имеют против собственного лидерства в этом вопросе, считает автор статьи, отмечая, что мечты о всемирном халифате - это не что иное, как стремление к глобализации, но в ее "истинной", исламской форме. Однако такие представления не могут не вступать в конфликт с национальными чувствами мусульман, причем как суннитов, так и шиитов.

Иракского премьера аль-Малики упрекают в том, что он марионетка в руках шиитского Ирана. Но тот настаивает на своей арабской (иракской) идентичности и хвалится тем, что за долгие годы изгнания в Иране, где он прятался от гнева Саддама Хуссейна, так и не выучил фарси. Понятно, что иракцы и сирийцы с таким национальным самосознанием плохо вписываются в исламистский "интернационал".

Между тем и внутри самого "интернационала" все непросто. Его тоже раздирают внутренние противоречия. Чтобы побороться за халифат, на Ближний Восток съехались исламисты со всего мира. Неудивительно, что эта разношерстная публика из мусульманских стран и диаспор постоянно грызется за свое видение светлого будущего, отмечается в статье.

Эксперт задается вопросом: если попытка исламизма возродить былое величие сталкивается с массой практически неразрешимых противоречий, в чем секрет его удивительной живучести?

Может быть, в том, что он успешно легитимизирует насилие, пробуждая в адептах первобытную жестокость, но оправдывая ее во имя реализации идеального будущего? Кстати, строители халифата из ИГИЛ ухитряются выделиться своими зверствами и на этом бесчеловечном фоне. При этом критике их подвергают их же конкуренты по борьбе.

Очередная эскалация исламизма на Ближнем Востоке таит в себе серьезную угрозу для остального мира, снова напоминает эксперт.

Если оптимистично предположить, что иракские сунниты и шииты не погрязнут в кровавой склоке, а "Аль-Каида", "ан-Нусра" и ИГИЛ будут и дальше пожирать друг друга, как пауки в банке, глобалистские притязания исламистов все равно никуда не денутся. Часть специалистов по истреблению неверных со временем вернется в Европу и примется за прежнее с удвоенным энтузиазмом.

Некоторые из них вернутся и на Северный Кавказ, в Сирии и Ираке воюет немало чеченцев. Но это еще не все. Рано или поздно на родину с востока Украины подтянутся и обиженные вздыхатели о великом прошлом России. И тогда мало не покажется никому, заключает Борис Фаликов.