Британский археолог Шимон Гибсон представил новую версию о крестном пути Иисуса Христа по Иерусалиму, сообщает NEWSru.ru Israel. Об этом написала в Страстную Пятницу, которую сегодня отмечают западные христиане, английская газета The Daily Mail.
По мнению Гибсона, являющегося профессором ряда университетов Израиля и США (его специальность - история и археология Святой земли), Претория (место, где был осужден Иисус) находится не совсем там, как это принято считать.
Археолог считает, что к северу от Голгофы находилась обычная сторожевая башня, а Претория находилась примерно в 900 метрах южнее, у Яффских ворот.
Свои открытия Гибсон изложил в книге "Последние дни Иисуса".
Таким образом, можно считать, что на протяжении последних двух тысяч лет паломники, желающие пройти по Via Dolorosa - Дороге Скорби, по которой Иисуса Христа вели на Голгофу, ходили по неправильному маршруту.
Вот что рассказывает о книге Гибсона The Daily Mail.
Именитый археолог утверждает, что паломники выбирали в Иерусалиме неверную исходную точку, Кроме того, местоположение двух из наиболее чтимых участков Дороги Скорби является, по мнению Гибсона, "совершенно неправильным".
Археолог полагает, что традиционное начало Via Dolorosa - к северу от Старого Города - на самом деле должно было находиться в другом конце Иерусалима.
Со времен Средневековья христиане считали, что Претория - отправная точка Крестного Пути, где была временная резиденция римских наместников в Иудее и где, согласно евангельским преданиям, был совершен суд над Иисусом, располагалась в крепости Антония, которая находилась в северной части Иерусалима.
Профессор Гибсон, со своей стороны, утверждает, что нет никаких исторических свидетельств, говорящих о том, что именно там Иисус был осужден на смерть римским прокуратором Понтием Пилатом.
Отдельные части этой крепости сохранились до наших дней, но изучение руин высеченного в скале фундамента навело археолога на мысль, что "крепость" была не более чем наблюдательной башней, используемой в военных целях.
По словам Гибсона, его археологические изыскания указывают на иное место, где мог быть совершен суд над Иисусом. Оно находится в 900 метрах от крепости, среди развалин, ограждавших мощеный внутренний двор, лежащий в юго-западной части Иерусалима, на юг от Яффских Ворот.
Это, как считает археолог, была площадка, ограниченная с двух сторон капитальными стенами, куда входили через внешние ворота. Позади площадки находились помещения, в которых, вероятно, и мог содержаться плененный Иисус.
В этом открытом внутренним дворе был установлен помост площадью около двух квадратных метров, где на троне восседал Понтий Пилат, что подробно описано в Евангелии от Иоанна.
"Удивительное дело - тысячи туристов и паломников-христиан проходят мимо этих мест, даже не подозревая об их важности", - отмечает Гибсон.
Более того - по его мнению, ошибаются и те, кто стремится посетить Кальварию (Голгофу), - место Распятия, которое находится в пределах храма Гроба Господня.
В своей книге Гибсон указывает на то, что это место слишком узко для того, чтобы там мог быть установлен хотя бы даже один крест, не говоря уже о трех, на которых были распяты Иисус и два разбойника. Он считает, что место Распятия располагалось примерно в 20 метрах от традиционно принятого за него участка.
Между тем доктор Марк Меррони, специалист в области археологии Святой земли и редактор археологического журнала "Minerva", заявил, что выводы, сделанные профессором Гибсоном, не расходятся с деталями, описанными в Евангелии от Иоанна и в других древних текстах.
По его словам, это открытие дает четкое представление о последних часах жизни Иисуса и свидетельствует о том, что традиционно принятый маршрут Крестного Пути должен быть пересмотрен. Меррони согласен с тем, что маршрут миллионов паломников, желавших проследовать по стопам Христа, восходящего на Голгофу, не соответствовал действительности.
Это мнение, однако, не разделяет настоятель англиканского собора святого Георгия в Иерусалиме преподобный Билл Бротон. "Огромная работа, проведенная профессором Гибсоном, безусловно, украсит христианскую историю и сделает ее еще более значительной", - считает он, добавляя при этом, что все это не сможет привести к изменению маршрута, которому следуют паломники.
Крестный Путь - это то, что мы проделываем с позиции нашей веры и богословия, а не с точки зрения археологических свидетельств, убежден священник.
"Паломники ищут образец для подражания. Пусть это не совсем тот путь, однако он освящен присутствием тех, кто побывал там и молился", - считает Бротон.