В главном соборе Русской православной церкви - московском храме Христа Спасителя началась пасхальная заутреня. Ее и следующую за ней праздничную литургию возглавляет Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который объявил о том, что в храм доставлен Благодатный огонь из Иерусалима. Поздно вечером в субботу по многолетней традиции его привезла спецрейсом из Израиля делегация Фонда Андрея Первозванного.
Храм, способный вместить около 10 тыс. человек, заполнен верующими, сообщает "Интерфакс".
Перед началом богослужения предстоятель РПЦ обратился к телезрителям с приветствием, в котором напомнил о значении великого праздника, который патриарх назвал "Праздником победы" - победы Жизни над смертью.
Пасхальное богослужение в кафедральном соборе страны, как обычно, транслируется по национальному телевидению. Праздничные службы проходят в эту ночь в десятках тысяч храмов Московского патриархата по всему миру.
Пасхальное богослужение отличается особой торжественностью. Перед его началом в храмах зажигаются все светильники и люди, находящиеся в храме, стоят со свечами в знак особой духовной радости. Со времен апостолов пасхальное богослужение совершается ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане тоже бодрствуют в священную для них ночь Воскресения Христова.
Богослужение начинается с крестного хода - торжественной процессии вокруг храма с фонарем, хоругвями, Евангелием, иконами Воскресения Христова и Божией Матери, с пением канона Пасхи. Верующие приветствуют друг друга словами "Христос воскресе!", на которые следует ответ: "Воистину воскресе!". В конце богослужения совершается освящение артоса (греч. "хлеб") - большой просфоры с изображением Креста или Воскресения Христова, которая затем устанавливается в храме на аналое вместе с иконой праздника. Артос является напоминанием того, что Иисус Христос Своей Крестной смертью и Воскресением стал для христиан истинным Хлебом вечной жизни. В Светлую Субботу артос дробится и раздается всем верующим.
В первые века у западных христиан существовал обычай совершать в пасхальную ночь таинство Крещения. В западной традиции и по сей день освящение воды и таинство Крещения совершается во время пасхального богослужения перед началом литургии.
Основные пасхальные торжества продолжаются в течение всей последующей недели, называемой Светлой седмицей, и заканчиваются на восьмой день - в воскресенье (второе воскресенье после Пасхи).