Во вторник в Москве, в Зале церковных Соборов храма Христа Спасителя, под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла начал работу XVIII Всемирный русский народный собор (ВРНС). Тема нынешнего форума - "Единство истории, единство народа, единство России".
К участию в работе Собора приглашены представители всех ветвей власти, лидеры общественных объединений, представители силовых ведомств, высшее духовенство традиционных религий, деятели науки, образования и культуры, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья, многочисленные представители общественности, сообщает сайт ВРНС.
- Патриарх Кирилл: подлинное русское самосознание - гарант единства страны и дружбы между народами
- Граждане России должны отстаивать свой путь в истории и хранить единство, несмотря на внешнее давление, убежден предстоятель РПЦ
- Трагедия Украины связана с потерей общего понимания истории, считает патриарх
- Российский эксперт: попытка создать "гражданскую веру" на основе одной религии в многоконфессиональной стране обречена на провал
На Соборе должна быть принята "Декларация русской идентичности", проект которой был разработан еще в апреле нынешнего года Экспертным центром ВРНС и представлен на обсуждение в ходе Соборных слушаний ВРНС "Сергий Радонежский - объединитель русских земель".
На заседании бюро президиума и экспертного центра ВРНС, состоявшемся 6 ноября, патриарх Кирилл заявил, что считает своевременным говорить о русской идентичности, "потому что русскость как фактор, объединяющий другие национальности и создающий единое пространство для огромной страны, сегодня, как и вчера, как и всегда за время существования великой России как многонационального государства, является важнейшим фактором, сохраняющим нашу страну, сохраняющим ее статус".
Дмитрий Медведев: тема Собора связана с ключевыми задачами, стоящими перед страной на современном этапе
С приветственным словом к участникам сегодняшнего форума обратился председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, заявивший, что российское общество можно объединить лишь опираясь на такие его вековые традиции и ценности, как справедливость, милосердие и взаимопонимание.
По его словам, тема нынешнего Собора - "Единство истории, единство народа, единство России" - тесно связана с ключевыми задачами, стоящими перед страной на современном этапе.
"Сегодня как никогда важно осознавать, что консолидация общества невозможна без опоры на традиции и ценности, которые веками скрепляли наше государство. В первую очередь это справедливость, милосердие, взаимопонимание между людьми разной веры и национальности и, конечно, ответственное отношение к своей семье, к родной стране", - подчеркивается в его сообщении, распространенном пресс-службой правительства.
Медведев также выразил уверенность, что присущая Собору широкая и свободная дискуссия, а также выработанные в ходе встречи предложения будут способствовать решению многих современных проблем", - цитирует выступление российского премьера ТАСС.
Патриарх Кирилл: подлинное русское самосознание - гарант единства страны и дружбы между народами
Патриарх Кирилл, выступивший на Соборе с докладом, подчеркнул, что от поддержки русского национального самосознания и благополучия русских зависит сегодня судьба страны.
"Русский народ является не просто полноправным, но важнейшим субъектом национальных отношений в России, и его национальные интересы должны не игнорироваться, а с максимальным вниманием учитываться для достижения гармонии с интересами других национальных общин", - приводит "Интерфакс" слова предстоятеля РПЦ.
"Важно, - подчеркнул он, - чтобы в элитах возникло понимание того, что подлинное русское национальное самосознание, основанное на нашей культурной и религиозной традиции, не угрожает целостности России и тем более не угрожает межнациональному миру, а наоборот, выступает главным гарантом единства страны и дружбы между ее народами".
"Судьба русского народа, его благополучие, его целостность, зрелость его самосознания должны быть признаны ключевыми факторами в сохранении духовного и политического единства России. Пренебрегать этим сегодня - значит разрушать государство, закладывать под него мину замедленного действия", - отметил патриарх.
По его оценке, именно это происходило в сфере национальной политики в 1990-е годы, когда группой ученых и политиков "постулировалось искусственное противопоставление русского и российского", когда чиновники получали указания не использовать слово "русский" "как якобы ослабляющее единство нации".
"И сегодня, к сожалению, можно слышать заявления о том, что русский народ неоднороден, что его единство является фикцией, а также о существовании новых, неизвестных ранее наций - таких, например, как "поморская", "казачья" или "сибирская". За попытками исключить употребление слово "русский" просматриваются идеи, которые давно доказали свою безжизненность на Западе, где все сильнее звучат голоса, призывающие отказаться от мультикультурализма и теории плавильного котла", - заявил патриарх.
"Напротив, необходимо утверждать право народов и религиозных общин на свою идентичность", - заявил он, добавив, что "таким правом, безусловно, обладает и русский народ, вокруг которого формируется российская нация, российская цивилизационная общность". "При этом все народы страны должны иметь возможность раскрывать свою самобытность и мирно договариваться о правилах совместной жизни в рамках общей многонациональной русской цивилизации", - приводит слова патриарха РИА "Новости".
Он призвал помнить, что главным творцом отечественной культуры является русский народ, "при всей открытости нашей культуры, радушной готовности принять в наши ряды человека любого происхождения", и на основании этого факта "должна строиться культурная политика государства".
Наряду с этим, по мнению патриарха Кирилла, необходимо преодолевать социальные распри, навсегда должна остаться в прошлом имущественная пропасть "между барином и мужиком", недопустимы антирелигиозные гонения, преследование людей за мирно выражаемые убеждения, подавление гражданских свобод.
Он призвал к поддержке традиционных религий России, национальных меньшинств, которые вносят вклад в укрепление экономического, политического и культурного процветания нашей страны.
Патриарх выразил надежду, что указанные подходы войдут в повседневную практику центральных органов власти, региональных и муниципальных администраций и станут позицией СМИ. "Чтобы люди, отвечающие за вопросы национальной политики, осознали, что русский народ является не просто полноправным, но важнейшим субъектом национальных отношений в России, и его национальные интересы должны не игнорироваться, а с максимальным вниманием учитываться для достижения гармонии с интересами других национальных общин", - цитирует предстоятеля РПЦ РИА "Новости".
Глава Русской церкви призвал россиян отстаивать свой путь в истории и хранить единство, несмотря на внешнее давление.
"Те, кто считают себя победителями в холодной войне, внушают всем, что определяемый ими путь развития правильный и, более того, единственно возможный для человечества", - сказал патриарх.
По его словам, доминируя в глобальном информационном пространстве, "они навязывают миру свое понимание экономики и государственного устройства, стремятся подавить решимость отстаивать ценности и идеалы, отличные от их ценностей и идеалов, как мы знаем связанных с идеей потребительского общества".
Предстоятель РПЦ призвал противопоставить этой ситуации единство страны, отметив, что его надежной основой "в первую очередь должна быть духовная и нравственная общность ценностей".
"Единство народа неразрывно связано с единым пониманием его истории, с почитанием общих героев, сохранением общих памятников, с общим торжеством годовщины побед и с общей печалью в годовщины трагедий", - подчеркнул он.
Как заявил патриарх, народ, разделившийся в понимании своей истории, становится не способным сохранить единство.
"Единство и традиция как сила, передающая в том числе ценности и культурный код нации, являются непременным условиям того, чтобы общество в любой иной исторический период сохраняло свою целостность и свое единство", - отметил предстоятель Церкви.
Трагедия Украины связана с потерей общего понимания истории, считает патриарх
Касаясь нынешней трагической ситуации на Украине, патриарх Кирилл заявил, что она "связана прежде всего с тем, что украинцы потеряли общее понимание собственной истории".
"Народ, разделившийся в понимании своей истории, становится неспособным сохранить единство. Единство и традиция как сила, передающая в том числе ценности и культурный код нации, являются непременным условием того, чтобы общество в любой исторический период сохраняло свою целостность и свое единство. Такое трагическое разделение, которое происходит тогда, когда люди теряют общее понимание своей истории, и ведущее к расколам и провоцирующее гражданский конфликт, мы наблюдаем сегодня на Украине", - приводит слова из выступления главы РПЦ РИА "Новости".
Патриарх отметил, что 2014 год стал для многих стран и народов драматическим. "В разных регионах планеты мирная жизнь поставлена под угрозу. Люди гибнут от рук экстремистов на Ближнем Востоке, а междоусобный конфликт полыхает в самом центре исторической Руси - на Украине. 2014 год открыл новую главу российской истории, главу сложную, драматическую и ознаменовавшую окончание того, что условно можно назвать постсоветским миром", - подчеркнул патриарх.
Доклад патриарха на Соборе содержит развернутое толкование тезисов, содержащихся в проекте "Декларации о русской идентичности". По замыслу авторов она должна лечь в основу новой государственной политики. Однако, как полагают наблюдатели, этот документ - сродни попытке создания некоей "гражданской религии" на основе православия, что в многоконфессиональной стране может быть обречено обречено на провал.
Об этом написал в своей статье, опубликованной во вторник "Газетой.ru", известный российский религиовед Борис Фаликов. Анализируя текст проекта "Декларации о русской идентичности", он размышляет о том, почему этот документ стал предметом столь широкого обсуждения именно сегодня.
Суть "Декларации", считает он, состоит в следующем: "Русский народ имеет сложный генетический состав. В его возникновении поучаствовали и славяне, и угро-финны, и тюрки. Вот и теперь народ этот гостеприимно открыт для представителей других этносов. Для присоединения нужно совсем немного: русский язык, русская культура, осознание общей исторической судьбы и принятие православия. Последнее крайне важно, потому что "поиск иной религиозной основы национальной культуры свидетельствует об ослаблении русской идентичности вплоть до полной ее утраты".
Признание своей "русскости", подчеркивает Фаликов, разбирая смысл документа, - "вещь сугубо добровольная". "Да и о какой принудительной русификации может идти речь, когда на протяжении нашей истории множество иностранцев свободно связывали свою судьбу с судьбой России", - пишет он.
Такой вариант "мягкого" православного национализма, отмечает Фаликов, не нов и не раз возникал в ходе отечественной истории. А то обстоятельство, что обсуждаться он стал сегодня, связано, по его мнению, с крушением доктрины "русского мира", "которую долго и любовно пестовал патриарх Кирилл".
Доктрина предполагала единение братских народов на общей основе православия. Однако в нынешней ситуации, обостренной украинской трагедией, рассуждения о "крещальной купели", из которой вышли братья-славяне, мало кого убеждают.
"Духовные скрепы" разбились о кровавую междоусобицу на юго-востоке Украины. А сама доктрина "русского мира" была взята на вооружение теми, кто мечтает о его расширении насильственным путем", - пишет Фаликов.
"Превращение политико-богословского понятия в идеологему воинственного ирредентизма произошло так стремительно, что должно было бы обескуражить его авторов. Но этого не произошло. Напротив, мы наблюдаем еще одну попытку использовать православие как основу нового интегративного проекта. Уже в рамках отдельно взятой России", - отмечает эксперт.
Между тем, по мнению Фаликова, подобная попытка неизбежно "натолкнется на серьезные препятствия, поскольку "русская идентичность, как ее понимают авторы декларации, содержит в себе много противоречий".
Конечно, ничто не мешает представителю любого российского этноса принять православие. Универсальное измерение христианства позволяет легко преодолевать этнические и национальные барьеры. Однако, как полагает автор публикации в "Газете.ru" нет никакой уверенности в том, что новоявленному православному при этом захочется стать русским. Легче предположить, что он предпочтет остаться татарином или евреем.
"Принятие русского языка и культуры тоже не предполагает отказа от этнических и национальных корней. Да и осознание причастности к судьбе родины вовсе не требует "эмоциональной связи" с теми событиями русской истории, которые авторы именуют главными, - Куликовской битвой или преодолением Смуты. Кому-то ближе петровские реформы или отмена крепостного права. Ну и наконец, есть немало тех, кто осознает себя русским, но при этом не исповедует православие, а то и вовсе не верит в Бога", - пишет Фаликов, задаваясь при этом вопросом, значит ли это, что такому человеку отказано в "русскости"?
Россия - многокультурная и многоконфессиональная страна, что закреплено Конституцией. Согласно Основному закону, она является страной светской, где Церковь отделена от государства и выбор веры является частным делом гражданина.
Гражданин имеет право на свои языковые и культурные предпочтения, его причастность к судьбе России также определяется им самим. Кроме прав у него имеются и обязанности, которые надлежит исполнять. Сочетание прав и обязанностей, позволяющее нам быть законопослушными жителями России, формируется на основе гражданской идентичности. И ее вполне достаточно, чтобы государство находило баланс между национальными, культурными и религиозными предпочтениями граждан. Поэтому, по мнению автора публикации, не очень понятно, почему возникла необходимость нарушать этот баланс, и делается попытка "заменить гражданскую идентичность "русской", а затем мучительно изобретать понятие "русскости", якобы открытой для всех?"
Здесь, как пишет автор, возникает предположение, что авторы "Декларации" задумались "о создании в России гражданской религии, основанной на православии".
Гражданская религия, отмечает Фаликов, "наделяет священным смыслом государственные символы и ритуалы, воспитывая таким образом чувство патриотизма и национальной гордости. Именно так она функционирует в США. Однако там это происходит в рамках религиозного равноправия".
В России же - стране многонациональной - ситуация иная, и попытка создания такой религии на основе одной конфессии заведомо обречена на провал, считает эксперт.
По его мнению, тезисы "Декларации" отмечены внутренней противоречивостью и избыточностью, что вряд ли позволит ей найти практическое применение. Однако возможны и другие варианты.
По мнению Фаликова, по своей природе "Декларация" напоминает доктрину "русского мира", которая пыталась снять национальные противоречия за счет православного единства. "Декларация" претендует на то же самое. Однако и там, и тут активную роль играет понятие "русский", имеющее ярко выраженную национальную окраску. И это не снимает противоречий, а напротив, разжигает их, что видно на некоторых актуальных примерах сегодняшнего дня.
Так и "мягкий" православный национализм "Декларации" может легко превратиться в "жесткий" и обернуться против тех, кто по каким-то причинам не захочет признать свою "русскость" и кому может быть отказано в таковой, заключает автор статьи в "Газете.ru".