19 апреля в Москве пройдет кулинарная церемония, на которой будет приготовлена гигантская маца диаметром около 1,5 метров. Мацу приготовят к марафону раввинов по общинам Федерации еврейских общин России (ФЕОР).
Как сообщили в пресс-службе ФЕОР, в церемонии примет участие главный раввин России Берл Лазар.
"Идея испечь такую большую мацу к марафону родилась у нас сравнительно недавно, и мы подумали, что в ней есть, конечно, юмористический аспект - такой здоровый еврейский юмор", - сказал президент ФЕОР Александр Борода. Он уверен, что "дети будут счастливы принять участие в этом увлекательном занятии; оно гарантировано станет для них ярким воспоминанием, отличным наглядным уроком по традициям праздника Песах".
"По нашему замыслу, выпечка самой большой мацы в Европе должна стать своего рода символом возрождения еврейской жизни в России за последние 25 лет и нашего коллективного духовного Исхода из Египта", - отметил Александр Борода.
Ежегодный, приуроченный к празднованию Песаха марафон - поездка молодых раввинов, студентов иешив (высших религиозных учебных заведений) в регионы для проведения праздничных седеров - традиционных трапез на Песах - в общинах ФЕОР, сообщили в пресс-службе.
В этом году марафон охватит 37 городов России, среди которых Ялта, Чита, Улан-Удэ, Сочи, Рыбинск, Псков, Набережные Челны, Краснодар, Йошкар-Ола. В экспедицию отправятся более 70 раввинов. Ожидается, что в седерах, организованных ФЕОР по всей стране, примут участие свыше 50 тысяч человек более чем в 160 городах.
Как ранее сообщалось, в нынешнем году российские евреи с наступлением 23 апреля восьмидневного праздника Песах съедят более 100 тонн мацы - особого пресного хлеба.
"В этом году по России будет реализовано 100 тонн мацы, еще две тонны будет роздано бесплатно в рамках благотворительных проектов", - рассказали в пресс-службе ФЕОР. Часть мацы изготовлена в России, часть - доставлена из Израиля. Приобрести пресный хлеб можно в кошерных магазинах, а также уже несколько лет москвичи заказывают его доставку через интернет.
О празднике Песах
Согласно законам иудаизма, в дни праздника Песах евреям запрещается употребление любых квасных продуктов, включая хлеб, пиво и макаронные изделия. Маца в это время заменяет хлеб и используется как основа для приготовления множества блюд и десертов.
В праздновании Песаха в России принимают участие более 50 тыс. человек в более чем 180 городах.
Празднование Песаха начинается с вечера 14-го дня месяца нисана. Праздник посвящается самому главному событию библейской истории, которое считается началом истории еврейского народа - Исходу из Египта и освобождению народа от 400-летнего рабства. Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли Обетованной и построением собственного независимого государства.
Слово "песах" ("пасха") означает "прохождение мимо". Праздник получил такое название в память о том, как ангел смерти проходил мимо домов иудеев, поражая только египетских первенцев. Чтобы ангел мог отличить еврейские дома от египетских, каждой еврейской семье было велено заколоть ягненка и его кровью помазать косяки дверей. Только после смерти всех египетских первенцев фараон позволил евреям покинуть Египет (Исход 12, 12 - 13; 29 - 31).
Точную дату Исхода и имя фараона, которого пророк Моисей заставил отпустить евреев, определить очень трудно, поскольку библейское повествование является единственным источником, рассказывающим об этом событии. Большинство ученых считают, что это произошло в XIII веке до н.э., около 1200 года.
В основе Песаха лежат два наиболее архаичных сельскохозяйственных праздника: праздник нового приплода скота, когда приносился в жертву пашаль - однолетний ягненок, и праздник первой жатвы (сбор урожая ячменя), когда уничтожался старый хлеб и из пресного теста выпекался новый - маца. Впоследствии эти праздники были объединены, и их стали отмечать в честь Исхода - дня рождения еврейского народа как нации: "Наблюдай праздник опресноков: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в оном ты вышел из Египта; и пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками" (Исход 23, 14 - 15).
"Принесите первый сноп жатвы вашей к священнику; он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение; на другой день праздника вознесет его священник; и в день возношения снопа принесите во всесожжение Господу агнца однолетнего, без порока" (Левит 23, 10 - 12).
"Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей" (Второзаконие 16, 16).
На основании этих предписаний Торы в праздник Песах каждый должен был совершить паломничество в Иерусалимский Храм и там на второй день праздника принести в жертву ягненка (пашаль) и сноп ячменя (омер).
Порядок празднования Песаха также детально определен в Священном Писании (Торе): "И сказал Господь Моисею и Аарону: месяц сей да будет у вас началом месяцев; первым да будет он у вас между месяцами года. В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство. Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью; это Пасха Господня. Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших. Храните сие как закон для себя и для сынов своих на веки. Когда выйдете в землю, которую Господь дает вам, как Он говорит, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? Скажете: это пасхальная жертва Господу, который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил" (Исход 12, 2-27).
Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза, седер ("порядок"), которая устраивается в первую и во вторую ночь праздника. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (обычно по книге Агада) и едят особые символические блюда. Это пресный хлеб - маца, которую едят во исполнение заповеди Торы; горькая зелень - марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства; а также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина - харосет: его цвет напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи, находясь в египетском рабстве.
Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода. Вся еда раскладывается на кеаре - особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеар кладутся еще три символических блюда, которые не едят: зроа - прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском Храме, бейца - крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас - кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем).
В ходе трапезы выпивают четыре бокала красного вина. По традиции принято наполнять пятый, особый бокал и оставлять его для пророка Илии, который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении "дня Господня, великого и страшного" (Малахия 4, 5).
Рядом с главой семейства, который обычно ведет седер, кладут подушку: она символизирует комфорт праздничной трапезы, которую в древности совершали полулежа. Самый младший из присутствующих детей задает ему четыре традиционных вопроса:
- Почему едят опресноки в этот вечер?
- Почему едят горькие травы в этот вечер?
- Почему травы обмакиваются в соленую воду?
- Почему следует возлежать в этот вечер?
Ведущий седер дает ответы на эти вопросы, объясняя символику разложенных на кеаре пасхальных яств. Существует обычай прятать во время седера кусочек мацы (афикоман), чтобы увлечь детей его поисками; найденный афикоман съедается в конце трапезы.
Во время седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. Одним из обязательных условий является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. Трапезу заканчивают словами приветствия: "В будущем году - в Иерусалиме!".
В синагоге во время пасхального богослужения читается Песнь Песней (Шир а-Ширим), что отражает земледельческие истоки праздника.