Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) протоиерей Всеволод Чаплин, выступивший в понедельник на встрече с руководителем одной из столичных многопрофильных клиник, ученым и предпринимателем профессором Владиславом Шафалиновым, дал высокую оценку древней книге "Домострой" - памятнику русской литературы XVI века, регламентирующему среди прочего семейную жизнь.
"Домострой" - это очень достойный памятник нашей христианской мысли. Его пытались опорочить в разных антирелигиозных и политических текстах в советское время. Иногда пытаются опорочить и в постсоветское. Но это потрясающий учебник жизни", - приводит слова представителя РПЦ портал "Интерфакс-Религия".
Владислав Шафалинов, как уже сообщалось ранее, запретил продавать средства контрацепции в аптеке при своей клинике: вместо них на полке "Планирование семьи" будут представлены детские игрушки, соски, бутылочки и витамины для беременных женщин. Кроме того, он рассказал об идее снабдить полку и "Домостроем". Аптека была открыта сегодня в присутствии главы ОВЦО.
Как отметил Всеволод Чаплин, возможно, не все из "Домостроя" применимо к сегодняшнему дню, "но это потрясающий документ о нравственном измерении жизни семьи".
"Нужно изменять отношение общества к тому, как должна строиться жизнь семьи. Те, кто планируют семью как маленькую, те, кто подталкивают людей к планированию минимальной семьи, это, на самом деле, убийцы народа", - убежден он.
По словам представителя Церкви, семья, в которой мало детей, "предполагает вымирание нации, а нам сейчас нужно нечто совершенно другое".
"Нам нужно спланировать многодетную семью. Когда человек заботится о своем будущем, о будущем своего народа, своего рода, о будущем человечества, он должен планировать семью как семью многодетную, которая воспринимает множество детей как норму, смысл своего существования", - заявил он.
"Когда под названием "планирование семьи" подразумевается либо контрацепция, либо идея "чайлдфри", либо какой-нибудь однополый "брак", это все культ смерти. Все эти презервативы, все эти средства для того, чтобы сделать семью маленькой, - это признаки общественного самоубийства", - подчеркнул священник.
Напомним, что в оценке "Домостроя" Всеволод Чаплин не одинок. Несколько лет назад губернатор Пензенской области Василий Бочкарев также говорил о пользе "Домостроя".
"Сотни лет существовало российское государство, в котором семейные отношения как-то регламентировались, например, "Домостроем", то есть собранием полезных советов по сохранению и укреплению семьи в духе христианской морали. Так вот, сегодня у нас нет никакого домостроя, ни консервативного, ни прогрессивного. И, кажется, разрушен самый обычный нравственный кодекс, который во всех случаях является фундаментом кодекса правового. Его необходимо срочно воссоздать", - подчеркнул Бочкарев.
"Домострой" - анонимный памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Книга наиболее известна в редакции середины XVI века на старославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру. "Домострой" написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок.
По мнению исследователей, "Домострой" возник в XV веке во времена Новгородской республики в Великом Новгороде. Как считают ученые, текст книги появился в результате длительного коллективного труда на основе существовавших на момент написания литературных источников. "Домострой" почти сразу получил распространение среди новгородских бояр и купечества.
Исследователи прослеживают связь "Домостроя" с более ранними сборниками поучений и "слов", как славянских - "Измарагд", "Златоуст", "Златая цепь", так и западных - "Книга учения христианского" (Чехия), "Парижский хозяин" (Франция) и другими. Как полагают ученые, "Домострой" лишь систематизировал и оформил сложившиеся в то время морально-этические нормы поведения и нравоучительные тексты.
В середине XVI века "Домострой" был переписан духовником и сподвижником Ивана Грозного - протопопом Сильвестром в качестве назидания молодому царю. Правда, некоторые исследователи считают именно Сильвестра автором "Домостроя".
Обновленная редакция "Домостроя" была составлена иеромонахом московского Чудова монастыря, работавшим справщиком московской духовной типографии, а позже игуменом - Карионом (Истоминым) в XVII веке. Эта редакция объединяла несколько существовавших на тот момент версий.
В XIX веке из-за одиозных описаний наказания жены "Домострой" широко цитировался в негативных тонах русскими разночинцами-публицистами, Николаем Бердяевым, а затем Владимиром Лениным.
В Сильвестровской версии "Домострой" состоит из 64 глав, сгруппированных по следующим основным направлениям: - О строении духовном (Как веровати)
- О строении мирском (Как царя чтити)
- Об организации семьи (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами)
- Об управлении семейным хозяйством (О строении домовном)
- Кулинарная группа
- Послание и наказание ото отца к сыну
Последняя глава является посланием Сильвестра своему сыну - Анфиму.