Официальный представитель Якутской епархии РПЦ побывает на Аляске
Официальный сайт Якутской и Ленской епархии Русской Православной Церкви
Официальный представитель Якутской епархии РПЦ побывает на Аляске
 
 
 
Официальный представитель Якутской епархии РПЦ побывает на Аляске
Официальный сайт Якутской и Ленской епархии Русской Православной Церкви

В пятницу в официальным визитом в США прибыла делегация столицы Якутии.

По благословению главы Якутской и Ленской епархии Русской православной церкви епископа Романа в состав делегации вошел пресс-секретарь епархии иеродиакон Симеон (Березкин).

В программе официального визита - посещение ряда городов и территорий, связанных с историей духовных и культурных отношений между Россией и США. Кроме Сан-Франциско, делегация посетит также Аляску, где побывает в Анкоридже, Фербенксе, Джуне и на острове Кадьяк. В рамках визита предусмотрены встречи с представителями общественности и работа в архивах, сообщает сайт "Православная Якутия".

Страницы истории православия на Аляске

Присутствие представителя Русской церкви в составе официальной делегации Якутска вполне оправдано, если вспомнить об истории православия на Аляске, которая насчитывает не один век. Существует даже понятие "Русская Америка", под которым подразумевают совокупность владений Российской империи в Северной Америке, включавшую Аляску, Алеутские остова, Александровский архипелаг и поселения на Тихоокеанском побережье в нынешней Калифорнии (Форт-Росс). Эксперты при этом отмечают, что без православия понять феномен "Русской Америки" невозможно.

Подробный экскурс в эту историю сделал несколько лет назад американский ученый Джеффри Макдональд - выходец из протестантской семьи, во время учебы в баптистском университете в США принявший православие. Его очерк был опубликован порталом "Православие и мир".

По словам Макдональда, который сам жил на Аляске, после появления там первых русских торговцев пушниной и моряков (до середины XVIII века), они постепенно стали осваивать алеутские острова и побережье полуострова. Ну судах присутствовали в том числе и корабельные священники, которые некоторых алеутов обратили в православие, хотя это было еще в ту пору неорганизованное, индивидуальное обращение в новую для жителей Аляски веру.

В 1795 году Екатерина II направила на Аляску группу монахов-миссионеров из Валаамского монастыря. Они прибыли на остров Кадьяк, где русские основали колонию под названием Гавань святого Павла. Теперь этот город тоже называется Кадьяк. Помимо гражданского населения сейчас там располагаются база американских морских пограничников.

Некоторые из этих миссионеров были священниками и крестили тысячи людей. Одним из них был иеромонах Ювеналий, и во время миссионерской поездки он был убит местными жителями. Место его гибели точно неизвестно.

В городе Гавань Святого Павла был основан детский дом и школа, в которой помимо религиозного образования учили также и практическим навыкам, таким как навигация и другим подобным предметам.

Однако постепенно назрел конфликт между администрацией Русско-американской компании (она была частной торговой корпорацией) и монахами-миссионерами. Суть конфликта состояла в том, что монахи заступались за местных жителей, которых спаивали и притесняли торговцы. В результате этого конфликта компания урезала фонды на миссионерскую деятельность, и, в конце концов, на Аляске остался только один монах по имени Герман, который сейчас известен как преподобный Герман Аляскинский.

Он покинул гавань Святого Павла и поселился на маленьком островке - острове Еловом, где жил один в безмолвии, как подвижник-исихаст. Он был не священником, а простым монахом, не мог совершать службы, но тем не менее интересно, что из всех миссионеров раннего периода народы Аляски помнят только преподобного Германа. И не только помнят, но любят и почитают. Для алеутов и эскимосов святой Герман - главный молитвенник. В мирском смысле он систематической миссионерской деятельностью не занимался, но был человеком очень высокой личной святости, уже при своей жизни совершил много чудес. И сейчас, спустя века после его кончины, алеуты и эскимосы приходят со своими бедами и проблемами помолиться на место его могилы, собирают с нее землю и получают исцеление и решение своих проблем.

Долгое время преподобный Герман внешним миром был забыт. Его широкое почитание началось после его канонизации Православной Церковью в Америке в 1960 году.

Вторая важная фаза миссионерской деятельности началась с прибытием на Аляску священника Иоанна Вениаминова. Он прибыл на остров Уналашка, построил прекрасную церковь, в которой и служил. Отец Иоанн был человеком разнообразных дарований, в том числе одарен, как инженер-механик. Помимо неустанной миссионерской работы он оставил много этнографических записок и был избран почетным членом Петербургского Этнографического общества. Он выучил местные языки и начал переводить Священное Писание. Им было переведено огромное количество текстов.

Священник Иоанн Вениаминов, приехав в Ситху, построил кафедральный Собор, изучил очень сложный язык индейцев калошей и начал переводить на него Священное Писание.

Через несколько многотрудных лет он поехал в Петербург, чтобы получить разрешение на опубликование своих переводов. Во время этого многомесячного путешествия его жена скончалась, и его постригли в монахи именем Иннокентий и возвели в епископы.

Епископ Иннокентий вернулся в Ситху и продолжил миссионерскую деятельность своей епархии, основал школу. К сожалению, построенный им храм был деревянным и в 1990-е годы сгорел. Он рукоположил первого местного священника, отца Иакова Нецветова, который был наполовину алеут, наполовину русский. Отец Иаков работал среди алеутского народа, был направлен к эскимосам-юпикам, и с 1840-х по 1860-е годы перенес центр миссии в деревню, которая до сих пор носит название "Русская миссия". Он евангелизировал в этих районах не только эскимосов, но и индейцев.

В 1867 году Россия продала Аляску американскому правительству, и многие русские священнослужители покинули Аляску. Это было очень хаотичное время, долгое время там присутствовали только охотники на пушнину и золотодобытчики, представители американского правительства поначалу отсутствовали, и церковная миссия от этого очень пострадала.

В это время епископа Иннокентия избрали митрополитом Московским, и он основал в Москве Миссионерское общество. Усилиями русских миссионеров продолжилось распространение православия на Аляске, и вскоре работа этого общества превзошла ту деятельность, которая проводилась в те времена, когда Аляска еще принадлежала России. Многие церковные здания были построены там как раз в это время. По всей Аляске было основано более 45 школ и две семинарии, Церковь процветала. Аляскинский епископ перенес центр епархии из Ситхи в Сан-Франциско, и началась новая миссия уже на основной территории США по обращению в православие эмигрантов, прибывавших из Восточной Европы. Усилиями миссии более 100 тыс. униатов вернулось в православие. Таким образом, оказалось, что в континентальных штатах сделалось гораздо больше православных, чем на Аляске.

Уже в ХХ веке епископом американским стал святой Тихон. Он сновал много монастырей, семинарий, школ. Основную финансовую поддержку миссия в это время получала из Русского миссионерского общества.

На Аляске период упадка начался между 1910 и 1913 годами. Американское правительство приняло решение, что нужно наконец дать настоящее образование народам Севера. Аляска была поделена меду разными протестантскими группами, где они могли беспрепятственно совершать свою миссию, просвещая темных местных жителей. Алеутские острова достались методистам, Кадьяк достался баптистам, Ситха достались пресвитерианам, Юпики достались Моравским братьям. Миссии получали финансовую поддержку американского правительства. Были организованы школы-интернаты, детей забирали у родителей и держали безвыездно в общежитиях, заставляя их получать настоящее американское образование. С 1910 года американские миссионеры убедили американское правительство насильно закрыть все русские школы. Для тогдашних протестантов православие почти что приравнивалось к язычеству, и они старались перекрыть все источники его распространения. Они также хотели, чтобы люди перестали говорить на местных языках, а говорили на "нормальном цивилизованном", т. е. английском языке. Моравские братья хотели также изменить местную экономику, чтобы она не зависела полностью от охоты и рыбной ловли, что им, конечно, не очень удалось. Результатом подобных усилий парадоксальным образом стало то, что остававшиеся еще языческими деревни сделались православными.

Православные миссии использовали местные языки, готовили местных жителей к священству, уважали местные традиции. Православные видели, что не все в местной дохристианской жизни нужно бездумно уничтожать, поэтому даже шаманы во многом подготовили людей к тому, чтобы они приняли христианство.

В 1917 году произошел большевистский переворот. Это было катастрофой не только для России, но и для американской православной миссии. Многие священники вернулись в Россию. Финансирование мгновенно было прекращено. И на Аляске, и в континентальных штатах вся административная структура Церкви разрушилась, большинство церковных учреждений закрылось. Церковь раскололась на многие этнические группировки, которые занимались в основном сохранением своей собственности. Это разделение совершенно исказило направление деятельности Церкви: вместо того, чтобы быть миссионерской Церковью, которая направлена на внешний мир, она превратилась в множественные этнические группировки, заинтересованные в основном в том, как сохранить свое культурное наследие, понимавшееся к тому же весьма узко: в основном народные обычаи, а не высокую культуру.

Кроме того, для эмигрантской психологии характерно желание влиться, вписаться в культуру страны, в которую люди въехали, ничем не выделяться и не пытаться эту культуру изменять. Таким образом, после революции миссия постепенно сходила на нет.

Но постепенно происходили следующие процессы: с одной стороны, Церкви научились создавать механизмы, чтобы поддерживать свою собственную жизнь, а с другой стороны - новые поколения, родившиеся в Америке, меньше думали о своей национальной принадлежности, а больше - о религиозном содержании своей веры. Вернулось понимание того, что необходимо поддерживать миссионерскую работу на Аляске.

В 1960-х годах открылась маленькая миссионерская школа в Ситхе. В 1973 году открылась большая семинария на Кадьяке. "Большая", конечно, по местным меркам: в ней обучалось около 20 студентов, вместо двух. Прилагались усилия, чтобы туда поступали именно местные жители. Территория расселения эскимосов-юпиков (самого многочисленного православного народа Аляски) никогда не находилась под прямым русским административным управлением, и большая часть клириков миссии состояла в основном из алеутов. И теперь по-прежнему территория юпиков - это самая большая территория на Аляске, где народ обращен в православие.

Во время периода упадка на всей Аляске было от четырех до девяти священников, сейчас - около 90 приходов, 35 священников и больше 100 чтецов с семинарским образованием. Там, где нет священников, богослужение проводят чтецы. Большинство священников - из местных жителей, поэтому они могут жить в деревне, которая по-прежнему существует благодаря рыболовству и охоте.

До сих пор на Аляске остается много людей, которые говорят на русском языке. И славянский язык используется на богослужениях по всей Аляске. Кроме того, в местных храмах служат на английском и на местных языках.

Среди индейцев тоже встречаются православные. Но русские успели обратить в православие лишь некоторую часть индейцев (в основном тлинкитов), в то время как другие были обращены в пресвитерианство уже после ухода русских с Аляски.

Православная церковь на Аляске - часть Православной церкви в Америке. Отношения с Русской православной церковью хорошие. В 1970 году РПЦ предоставила Американской православной церкви автокефалию - независимость. На 200-летие православия в Америке приезжал патриарх Алексий II, который, в частности, посетил и Аляску.