У православных верующих начался Великий пост
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
У православных верующих начался Великий пост
 
 
 
У православных верующих начался Великий пост
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

В понедельник, 14 марта, у православных жителей России начался Великий пост - самый долгий из четырех многодневных постов, установленных Церковью. Он связан с евангельским преданием о том, как Христос 40 дней постился в пустыне. В это время верующие должны отдавать предпочтение внутренней духовной жизни, подготавливая себя к встрече великого праздника Воскресения Христова, который в нынешнем году наступит 1 мая.

Великому посту предшествовала сырная седмица (масленица), завершающая период подготовки к Великому посту. Кульминацией сырной седмицы является Прощеное воскресенье, отмечавшееся накануне. В этот день Церковь вспоминает об Адамовом изгнании из Рая. В храмах в это воскресенье во время вечернего богослужения совершается особый чин прощения. Священник от имени верующих читает молитву о том, чтобы Господь помог людям достойно выдержать пост. Затем духовенство, начиная с патриарха, просит прощения у всех людей, находящихся в храме, а миряне просят прощения у духовенства и друг у друга.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в нынешнее Прощеное воскресенье возглавил вечерню в московском храме Христа Спасителя, говорится в информации портала "Интерфакс-Религия".

Глава Русской церкви попросил прощения у всех, кого могли задеть его слова и действия.

"Я хотел бы испросить у всех вас прощения, потому что некоторые, может быть, мои слова и действия кем-то воспринимаются как нечто, наносящее рану и скорбь", - заявил патриарх.

"У меня никогда не было, нет и не будет помыслов сознательно нанести кому-то рану или скорбь. Но, может быть, именно так воспринимаются мои слова и действия. И поэтому я у каждого из вас и у всей Церкви ныне испрашиваю прощения: простите меня, грешного", - сказал он.

Говоря о наступающем Великом посте, патриарх подчеркнул, что, его смысл - в перемене человеческого ума и сердца.

"Каждый из нас нуждается в такой перемене, потому что главной причиной, которая обуславливает ухудшение нашего внутреннего состояния, появление духовных болезней, является грех. А перемена к лучшему внутреннего состояния человека означает освобождение от греха", - отметил он.

О Великом посте

Восточная Церковь начинает Великий пост с понедельника, который называется Чистым. Порядок богослужений в период Великого поста отличается тем, что по понедельникам, вторникам и четвергам в храмах не служится литургия, а читаются и поются Часы. По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров святого Григория Двоеслова, по воскресеньям - литургия святого Василия Великого, а по субботам - обычная, святого Иоанна Златоуста.

Особые службы совершаются: в пятницу первой недели - молебный канон великомученику Феодору Тирону и благословение колива, или кутии, - особого постного блюда, которое готовится из вареной пшеницы и меда для поминальной трапезы. В этот день приготовление колива совершается в воспоминание о том, что святой Феодор Тирон (сожжен на костре в 306 году), как повествует его житие, предупредил христиан Антиохии о приказе императора Юлиана Отступника окропить идоложертвенной кровью все продукты питания, продаваемые на городском рынке, посоветовал употребить в пищу коливо и тем самым спас христиан от осквернения. Далее особые богослужения совершаются в четверг пятой недели (чтение жития преподобной Марии Египетской и Великого канона святого Андрея Критского, а также в субботу пятой недели, называемой Субботой Акафиста (Похвала Пресвятой Богородицы).

В среду четвертой недели, на которую приходится середина Великого поста, отмечается Преполовение (слав. "половина") Святой Четыредесятницы.

Не считая Вербного воскресенья, на период Великого поста выпадают пять воскресных дней, и каждый из них посвящен особому воспоминанию. В первое воскресенье отмечается праздник Торжества православия. Этот праздник был установлен в Византии в первой половине IX века в память окончательной победы Православной церкви над всеми еретическими учениями, и особенно над иконоборческой ересью, осужденной Седьмым Вселенским собором в 787 году. Второе воскресенье называется Неделей светотворных постов. В богослужении этого воскресенья наряду с сокрушением о греховном состоянии человека прославляется пост как путь к внутреннему духовному очищению и озарению. Третье воскресенье получило название Крестопоклонной недели, так как посвящается прославлению Святого Креста и духовных плодов Крестной смерти Иисуса Христа как Спасителя мира. Четвертое воскресенье посвящено воспоминанию преподобного Иоанна Лествичника (I в.), который в своем труде "Лествица рая" описал путь постепенного восхождения человека к духовному и нравственному совершенству. Пятое воскресенье посвящается воспоминанию и прославлению преподобной Марии Египетской (I век): согласно церковному преданию, путем покаяния она достигла такой высоты совершенства и святости, что уподобилась бесплотным ангелам.

Суббота шестой недели Великого поста, которая посвящается воспоминанию евангельского повествования о воскрешении Лазаря (Ин. 11: 1-44), получила название Лазаревой субботы. По учению Церкви, воскрешением Лазаря Иисус Христос явил Свою божественную силу и славу и уверил учеников в Своем грядущем воскресении и общем воскресении умерших в день Суда Божия.

В западной традиции Великий пост длится шесть недель. Он начинается в среду, получившую название Пепельной, поскольку в этот день после богослужения совершается обряд посыпания голов верующих пеплом в знак сострадания Иисусу Христу, умирающему на Кресте, а также покаяния и сокрушения за содеянные грехи, ради искупления которых Иисус и совершил эту Жертву. Затем следуют шесть недель Великого поста. Пять воскресных дней, выпадающие на этот период, посвящены воспоминаниям евангельских повествований о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Первое воскресенье (In-oca-it) посвящено воспоминанию сорокадневного пребывания Иисуса Христа в пустыне (Мк. 1:12-15); второе (Reminiscere) - воспоминанию преображения Христа (Мк. 9:2-10); третье (Oculi) - воспоминанию встречи Иисуса Христа с самарянкой (Ин. 4:5-42); четвертое (Laetare) - воспоминанию исцеления слепорожденного (Ин. 9:1-41); и пятое (Judica) - воспоминанию воскрешения Лазаря (Ин. 11:1-45). Все воскресенья Великого поста приравниваются по своей значимости к великим праздникам. Каждую пятницу Великого поста во всех храмах совершается особая процессия, называемая "Крестный путь", и поклонение Святому Кресту.

В первый день поста в храмах начинается чтение Великого покаянного канона Андрея Критского. Специально для этого богослужения в храмах вечерняя служба всю первую неделю поста начинается позже, чтобы люди успели на нее с работы.

Все службы Великого поста глубоко поэтичны. Чего стоит только молитва Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми", переложенная Пушкиным. А песнопения "На реках Вавилонских", "Покаяния отверзи ми двери" и многие другие прочно вошли в репертуар хоровых коллективов как высочайшие художественные произведения.

Что касается употребления пищи в Великий пост, то по правилам оно должно отличаться особой строгостью. Предписывается воздержание от мяса, вина, молока, сыра и яиц. Исключение составляют люди пожилого возраста, больные, маленькие дети, беременные и кормящие женщины, а также путешествующие. Между тем священники рекомендуют верующим в Великий пост индивидуальный подход - кто-то может максимально придерживаться строгих правил: все 40 дней обходиться без мясной и молочной пищи и даже рыбы, которую можно употреблять в особые праздники, а кто-то способен себя ограничить лишь в мясных блюдах, да и то не все дни. Главное, как отмечал святой Силуан Афонский, были бы силы на молитву.