Вернувшись в свои регионы, слушатели должны будут преподавать не только "Основы духовно-нравственной культуры" школьникам, но и обучать новому предмету своих коллег
edu.cap.ru
Вернувшись в свои регионы, слушатели должны будут преподавать не только "Основы духовно-нравственной культуры" школьникам, но и обучать новому предмету своих коллег
 
 
 
Вернувшись в свои регионы, слушатели должны будут преподавать не только "Основы духовно-нравственной культуры" школьникам, но и обучать новому предмету своих коллег
edu.cap.ru

В этом году четвертые классы средних школ 19 российских регионов приступают к изучению предметов духовно-нравственного блока. Он состоит из шести модулей: общий курс истории мировых религий, светская этика и культура одной из традиционных конфессий (православие, ислам, иудаизм, буддизм).

Газета "Московский комсомолец" рассказывает сегодня о том, как проходит подготовка будущих учителей нового предмета в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Среди 200 слушателей, попавших в нынешний поток, - в основном историки и преподаватели обществоведения. Прошлый курс переподготовки, по словам сотрудников Академии, главным образом состоял из словесников.

Курс состоит из 72 часов. Вернувшись в свои регионы, слушатели должны будут преподавать не только "Основы духовно-нравственной культуры" школьникам, но и обучать новому предмету своих коллег. Правда, для последнего им необходимо получить особый сертификат "тренера".

По словам сотрудника Академии доцента Андрея Иоффе, главное - овладеть не фактологией, а стратегией преподавания. "Надо помнить, что религия может не только объединять, но и разделять. Поэтому особый акцент надо делать на вопросах толерантности, уважения к культурным различиям и особенностям, подчеркивая не столько различия, сколько схожесть - например, рассказывая о религиозных праздниках, показать, что нечто похожее есть и в других религиях", - рассказывает он слушателям.

Одна из особенностей нового предмета - в том, что учитель ограничен в средствах преподавания.

"Нельзя ставить на обсуждение вопрос, был ли Аллах или кто такой Иисус Христос: Бог или пророк. Все это может оскорбить чувства верующих, - поясняет доцент. - Есть ограничение и в игровом подходе. Нельзя, например, играть в "Страшный суд" или, скажем, во "Вхождение в нирвану".

Неверным было бы преподавать основы нравственности менторским тоном. Например, говорить ученикам: "Запишите, что такое доброта, выучите, а потом мне ответите мне". Как подчеркивает Иоффе, необходимо учитывать особенности четвероклассников. "Они мыслят не так, как взрослые, - от обобщений к частностям, а наоборот. Поэтому новый материал должен начинаться не с определений (например толерантности), а с жизненных примеров. И только потом — термин", - поясняет доцент.

По его мнению, в преподавании "Основ религиозных культур и светской этики" есть свои опасности. Следует опасаться вмешательства в частную жизнь учеников и их семей. Кроме того, есть риск морализаторства, давления или подталкивания к определенным действиям или риск пропаганды определенной культуры с навязыванием стереотипов и ярлыков.

Как рассказал первый проректор Академии Алексей Рытов, по новому направлению надо будет подготовить 1 тыс. учителей - 5 потоков по 200 человек. Будущие преподаватели всех шести модулей обучаются вместе, а не раздельно, как того хотела Церковь. Сейчас в Академии занимается уже третий поток - учителя из Тамбовской, Тверской, Костромской и Вологодской областей. До этого были Северный Кавказ (Чечня, Ставропольский край, Карачаево-Черкесия) и поток из Чувашии, Удмуртии, Пензы и Красноярского края.

По словам Рытова, подавляющее большинство - 90% - получили сертификаты "тренера". То есть они передадут по цепочке полученные знания у себя дома еще как минимум 15 педагогам. А на деле у каждого "тренера" их будет по 25.