Предстоятель Русской православной церкви, возглавивший во вторник великопостное богослужение в московском Новоспасском монастыре, обращаясь с проповедью к верующим, заявил, что монастыри, с древних времен призванные развивать в человеке чувство умеренност
Патриархия.ру
Предстоятель Русской православной церкви, возглавивший во вторник великопостное богослужение в московском Новоспасском монастыре, обращаясь с проповедью к верующим, заявил, что монастыри, с древних времен призванные развивать в человеке чувство умеренност
 
 
 
Предстоятель Русской православной церкви, возглавивший во вторник великопостное богослужение в московском Новоспасском монастыре, обращаясь с проповедью к верующим, заявил, что монастыри, с древних времен призванные развивать в человеке чувство умеренност
Патриархия.ру

Предстоятель Русской православной церкви, возглавивший во вторник великопостное богослужение в московском Новоспасском монастыре, обращаясь с проповедью к верующим, заявил, что монастыри, с древних времен призванные развивать в человеке чувство умеренности, сегодня должны воспитать людей, которые смогут стать примером для окружающих в своем отношении к материальным и духовным благам.

"Умеренность, или правильная мера, должна быть во всем - и в духовном, и в телесном; потеря меры в телесном приводит к помрачению духовного образа человека. В этом смысле, как в древности, так и сегодня, монастыри призваны быть местом образцовой жизни человека, потому что здесь есть все условия для того, чтобы гармонично сочетать духовное и материальное, заботу о теле с заботой о духе", - приводит слова патриарха Кирилла РИА "Новости".

Монахи, убежден он, первыми несут ответственность перед Богом за нарушение этого соотношения и за "удовлетворение похоти плоти своей". "Где, как не в монастыре, сегодня должна формироваться личность, которая способна давать пример современному человеку, в том числе и в правильном отношении к телу и душе?" - подчеркнул глава Русской церкви.

Патриарх привел в пример слова преподобного Иоанна Лествичника о том, что "пекущийся о телесном сверх необходимого невольно отлучает себя от Бога", и в этой связи вспомнил о проблеме алкоголизма и наркомании. Человек, страдающий этими недугами, заявил патриарх, обрекает себя на страшные последствия после смерти.

"Невозможно представить, чтобы находящийся в постоянном пьянстве человек так не испортил своей души, чтобы она трезвой пред Богом предстала. Она будет трезвой с точки зрения способности отвечать, но вся ее сущность будет поражена тем пороком, который возник в теле, который сформировал страшные качества человеческой души", - сказал предстоятель Церкви.

Он пожелал верующим в наступившие дни задуматься об окружающем мире и собственных поступках, не отдалять себя от Бога, иметь способности и силы исправлять свои ошибки и, в конечном итоге, достичь того образа жизни, к которому призывают отцы Церкви и "песнопения и тексты великих богослужений Великого поста".

Напомним, что накануне патриарх предупредил верующих, желающих в Великий пост духовно усовершенствоваться, чтобы они не брали на себя непосильный труд.

"Не нужно ставить перед собой грандиозные задачи - победить все грехи, стать абсолютно другим человеком. Велико в них разочарование, потому не произойдет это за 40 дней", - сказал он.

Предстоятель РПЦ привел в пример спортсменов. Желая одержать победу, установить рекорды, они думают о том, что упражнения должны быть соотнесены с возможностями человека. Иначе, как сказал патриарх, "надорвешься, здоровье потеряешь, интерес к этим упражнениям уйдет".

По словам главы РПЦ, подобное же происходит и в духовной жизни. Он призвал верующих стремиться в дни Великого поста освободиться хотя бы от одного греха - например, от осуждения.

"Чаще всего мы свой негатив, свое тяжелое состояние выплескиваем на другого человека. Нам хочется непременно быть лучше, чем он. И в осуждении, в каждом осуждении есть наше превозношение над тем, которого мы осуждаем", - заявил патриарх.

Цель поста, напомнил он, - покаяние, в котором главное - "то прощение, которое мы получаем от Бога", а надеяться на прощение может только тот человек, который сам прощает других.