У храма Гроба Господня в Иерусалиме
ISRA.RU
У храма Гроба Господня в Иерусалиме
 
 
 
У храма Гроба Господня в Иерусалиме
ISRA.RU

Корреспондент британской газеты The Independent Виктория Кларк рассказывает о конфликтах, возникающих между христианскими конфессиями на Святой земле (перевод на сайте Inopressa.ru).

Католический священник рассказывает о вспышке насилия, когда христиане дрались с христианами в святом месте - в храме Гроба Господня в Иерусалиме, 27 сентября прошлого года, в день православного праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Зачинщиков конфликта - православных священников - так и не призвали к ответу.

"Я отказался закрыть дверь нашего храма, и тогда православные верующие, а также священники и дьяконы напали на израильских полицейских, стоящих у входа в храм, - рассказывает католический священник отец Афанасий. - Меня оттолкнули и сбили с ног, начали пинать, потом прибыли новые силы полиции..."

В храме Гроба Господня, который находится в месте, где был распят Иисус Христос, не первый раз происходят сцены кровавого насилия. Представители христианских конфессий яростно сражаются друг с другом за каждый сантиметр земли на святом месте с момента открытия здесь первой церкви в 330 году.

Вскоре, на Пасху, в огромном храме Гроба Господня вновь пройдут службы и церемонии, и это может стать новым источником трений и конфликтов между представителями различных христианских конфессий.

"Когда я готовила в Иерусалиме эту статью, я сама наблюдала два таких конфликта", - рассказывает корреспондент британской газеты Виктория Кларк. - Так, возник спор между Патриархом Иерусалимской православной церкви Иринеем I и армянским священником по поводу того, должен ли греческий Патриарх руководить возжжением Святого Огня или они должны проводить церемонию вместе, на равных правах. В итоге между двумя священнослужителями завязалась потасовка, греческий Патриарх задул свечу армянского и каким-то образом умудрился потерять туфлю".

В потасовку вмешались два греческих монаха, в итоге лицо армянского священника покрылось синяками, а участников конфликта разняла полиция.

Второй инцидент произошел между эфиопскими и египетскими монахами, в итоге 11 монахов оказались в больнице. Египтяне просили эфиопов, чтобы те разрешили старику-монаху сидеть под эвкалиптовым деревом возле монастыря эфиопов. "Сегодня один копт (представитель ранней христианской церкви в Египте) принесет сюда свой стул и сядет здесь. Завтра к нему присоединится другой копт и принесет сюда свой стул и стол. Затем египтяне скажут, что у них есть права на двор нашего монастыря, а потом заберут и весь монастырь", - заявил молодой монах-эфиоп по имени Соломон за месяц до того, как произошла "битва".

Монахи использовали в "битве" камни и металлические штыри. Копты, чей монастырь находится напротив монастыря эфиопов, вышли победителями.

После первого из описанных выше конфликтов израильские власти направили тысячу полицейских на площадь Старого города, где происходила церемония возжжения Святого Огня. Один из лидеров армянской диаспоры, историк и эксперт по вопросам христианства Джордж Хинтлиан ожидал дальнейшей эскалации конфликта. Он сказал мне: "Мы, армяне, не хотим драки, но мы можем собрать людей, чтобы они заняли стратегические позиции вокруг церкви".

Что касается "битвы из-за стула", то после нее израильские полицейские установили камеры наблюдения на балюстраде монастыря эфиопов. Попытки израильтян стать посредниками в установлении мира между обитателями двух монастырей ни к чему не привели, поэтому каждое утро пожилого египетского монаха на его "посту" под эвкалиптовым деревом охраняли двое израильских полицейских.

Ни одна из стран, правивших Иерусалимом, - Османская империя, Великобритания и Израиль - не смогла положить конец вражде представителей различных христианских конфессий на Святой земле.

Самая большое влияние здесь имеет Иерусалимская православная церковь, которая контролирует 40% храма Гроба Господня и прилегающей к нему территории. Самое малочисленное представительство - у монахов-эфиопов, которые живут в хижинах возле своего монастыря на склоне холма и жалуются, что "в Западной Европе у собак и кошек жизнь лучше, чем у нас здесь".

Католические монахи-францисканцы, к которым относится отец Афанасий, появились здесь только в XIV веке и сегодня представляют вторую по степени влиятельности религиозную конфессию в Иерусалиме. Богатство армянских купцов, полученное от торговли в эпоху Османской империи, выдвинуло Армянскую православную церковь на третью позицию, в то время как копты-египтяне имеют здесь лишь одну крохотную часовню. Сирийцы-якобиты находятся в таком же непривилегированном положении, как и эфиопы.

Конфликты вспыхивают вокруг могилы Христа и на окружающей могилу крытой внутренней галерее церкви, где представители всех этих конфессий имеют право совершать молитву. Дважды возникали драки из-за того, что коврик, который положили копты в галерее, на два дюйма залезал на "чужую территорию".

Конфликт, описанный отцом Афанасием, произошел во время процессии, которую проводил Патриарх Иерусалимской православной церкви Ириней I возле могилы Христа. Патриарх в облачении держал крест, позади Патриарха стояли группа священнослужителей, которые пели церковные песнопения, и православные паломники. Вдруг Патриарху бросилась в глаза открытая дверь католического храма, и он приказал своей свите позаботиться о том, чтобы дверь закрыли.

На свою беду возле этой двери стоял отец Афанасий, который вежливо, но твердо отказался ее закрыть. Тогда 40 православных священнослужителей атаковали отца Афанасия и двух израильских полицейских, которые охраняют вход в католический храм как раз во избежание подобной конфронтации. Одному из полицейских выбили три зуба, отца Афанасия сбили с ног. Чтобы утихомирить драчунов, понадобилось 25 полицейских, три православных монаха были арестованы.

Католики-францисканцы направили видеозапись драки властям Израиля, с тем чтобы те вмешались и впредь не допускали подобных инцидентов.

Как говорил отец Афанасий, в 2000 году большинство споров между разными конфессиями на Святой земле решены и возникают лишь разногласия по незначительным поводам.

Например, православные греки, армяне и католики спорили за право ремонтировать канализацию в церкви, так как канализационный люк находился на границе "сфер влияния" трех конфессий. Отец Афанасий шутил по поводу того, с какой энергией греки отстаивали свое право чистить церковные уборные. Сегодня отец Афанасий уже не шутит и говорит, что греки продолжают делать все по-своему, игнорируя интересы других конфессий. Так, недавно были залиты цементом трещины в каменной плите, на которую клали тело Иисуса Христа перед тем, как его захоронить. Отец Афанасий считает, что это было сделано по указанию священнослужителей Иерусалимской православной церкви, хотя те и отрицают свою причастность к этому.

Вот каково мнение епископа Иерусалимской православной церкви Феофана по поводу конфликта: "Откровенно говоря, это была провокация с нашей стороны". Но он не мог не упрекнуть католиков-францисканцев: "Должен сказать, что эти францисканцы иногда ведут себя здесь как завоеватели-крестоносцы и не проявляют должного уважения к нашей, Православной церкви как первой христианской церкви на Святой земле. Тем не менее, Ириней повел себя глупо, а Афанасий поступил правильно".

Епископ Феофан говорит о том, что нельзя судить обо всей Церкви по поведению отдельных ее представителей: "Православная церковь - это нечто большее, а человек всегда слаб и глуп". Когда я возражаю и говорю, что из-за поведения Патриарха могут погибнуть люди, а Патриарх прочно держится за свой пост и ему только 64 года, епископ Феофан вздыхает: "Если Патриарх останется у власти еще 20 лет, то мы сможем забыть об Иерусалимской православной церкви".

Между тем вопрос о праве христиан иметь свои владения на земле, где зародилась их вера, становится все более актуальным. Продолжаются разговоры о возобновлении реализации мирного плана "Дорожная карта" между Израилем и Палестиной, а это значит, что неизбежно возникнет вопрос о статусе Иерусалима.

Хранители святого места все яростнее конфликтуют друг с другом потому, что их статус и перспективы существования их конфессий на Святой земле становятся все более неопределенными.