Равиль Гайнутдин рассказал, как и почему могут объединиться мусульмане России
Архив NEWSru.ru
Равиль Гайнутдин рассказал, как и почему могут объединиться мусульмане России
 
 
 
Равиль Гайнутдин рассказал, как и почему могут объединиться мусульмане России
Архив NEWSru.ru

"Российская газета" опубликовала сегодня интервью с председателем Совета муфтиев России (СМР), шейхом Равилем Гайнутдином, в котором он размышляет о возможностях объединения российских мусульман.

По словам муфтия, мусульмане России на протяжении десятилетий стремились обрести утерянное после развала СССР единство. Но процесс единения расколотой на протяжении десятилетий уммы - это дело не одного дня. Необходимо учесть мнение не только всех трех официальных духовных структур мусульман, но и мнение самой многомиллионной мусульманской уммы России. В ходе обсуждения возможных вариантов и моделей объединения были выслушаны мнения всех сопредседателей и членов СМР, руководителей и представителей Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ) и Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК).

Говоря о том, какая из существующих мусульманских организаций России может претендовать на лидерство, Равиль Гайнутдин отметил, что об этом, как говорят в народе, "по делам судят". "И сама умма, и наше общество в целом знают, кто есть кто в мусульманском сообществе. За дискредитирующими ислам и мусульман, из-за поступков и пороков которых всем нам стыдно, умма следовать не будет. Мусульмане сегодня зрелы и грамотны. И кого-то искусственно провозглашать лидером, присваивать лидерство, искать и добиваться этого лидерства не нужно", - убежден муфтий.

Ислам, как подчеркнул собеседник газеты, - очень демократичная религия. В ней среди мусульман, ученых и лидеров возможны различные мнения на один и тот же вопрос. Глава СМР привел в связи с этим слова Пророка Мухаммеда: "Разница во мнениях в моей общине - это милость". Однако это касается обычных, житейских дел. В делах же, от которых зависят судьбы всей уммы, всего народа или государства, ученые ислама стараются достигать консолидированного мнения, которое по-арабски называется "иджма". И в исламском интеллектуальном и правовом наследии содержится огромное количество таких решений, заявил Гайнутдин.

Объединение позволит избавиться от одиозных и непредсказуемых фигур в духовных структурах, повысить авторитет лидеров традиционного ислама, что позволит именно системным духовным лидерам, а не протестным неформальным активистам определять тенденции и направление развития мусульманского сообщества России, считает председатель Совета муфтиев России.

Наступление нового тысячелетия для российских мусульман, стало, как считает Гайнутдин, полным восстановлением живой связи со всемирной мусульманской уммой. Одним из первых подтверждений этого стали исторические заявления на Исламском саммите в Малайзии Владимира Путина осенью 2003 года. Нынешний президент России Дмитрий Медведев во время своего посещения Московской соборной мечети в июле 2009 года вновь подтвердил курс страны и обратился к мусульманским лидерам России с просьбой продолжать сотрудничество в этом направлении.

"Мы убеждены, что объединение помогло бы достичь более адекватного восприятия России и усиления ее авторитета в мусульманском мире", - подчеркнул Равиль Гайнутдин.

Консолидация российских мусульманских общин, по словам муфтия, позволит с большей эффективностью популяризировать в среде российских мусульман общероссийские мусульманские проекты. Среди этих проектов можно выделить следующие: общероссийский просветительский исламский телевизионный канал, необходимость создания которого озвучил президент России Медведев на своей встрече с кавказскими муфтиями в Сочи, а также выстраивание единой системы религиозного образования и просвещения, которая уже создается при помощи администрации президента РФ через Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования.

Объединение мусульман России позволило бы и более эффективно решать и проблему адаптации постоянно растущего количества мигрантов из Закавказья и Средней Азии. Неблагоприятный опыт стран Европы только подчеркивает актуальность данного вопроса.

Отмечая роль мусульманской молодежи в укреплении объединения и сближения разных национальностей мусульманской уммы, Равиль Гайнутдин сказал, что идеологическая борьба за души представителей молодого поколения - главное поле сражения в сегодняшней войне против России. И здесь, к сожалению, не всегда и везде мы одерживаем победу. Невозможно мусульманским деятелям в регионах в отдельности, а порой в одиночку, противостоять мощной идеологической машине, поддерживаемой из-за рубежа.

Очевидна важность консолидации усилий мусульманских религиозных деятелей всей страны для выработки достойного идеологического отпора, основанного на разработке и продвижении идей исламской умеренности, основанной на учете интересов ислама, общества и государства.

В связи с этим важно создавать все условия для вовлечения самой молодежи в противодействие экстремистским идеям. Сегодня даже идеологи экстремистских организаций являются молодыми людьми. Они харизматичные и убедительные. По словам Гайнутдина, российской умме необходимо научиться воспитывать не менее ярких и убедительных правильных лидеров, условно говоря - проповедников истинного ислама. "Необходимо выявлять их", - убежден муфтий.

По его словам, объединение российского духовенства позволило бы побороть наметившуюся в последние годы тенденцию роста симпатий среди значительной части протестной молодежи северокавказских республик к радикальным идеям объединения мусульман всего региона под знаменами так называемого "Эмирата Кавказ".

Учитывая то, с какой эффективностью экстремистские силы используют для достижения своих целей мощную и глубинную тягу мусульман к единству (в том числе и через запуск нового русскоязычного ТВ-канала "Первый Кавказский"), особую актуальность приобретает необходимость замены трендов.

А именно переформатирование идеи единения 6-7 миллионов мусульман Кавказа на идею объединения всего более чем 20-миллионного мусульманского сообщества страны. При грамотной подаче это может стать более привлекательным трендом, в том числе и для молодежи Северного Кавказа, убежден Равиль Гайнутдин.