Руководитель рабочей группы ОП по совершенствованию законодательства в области культуры Сергей Абрамов считает, что правительственный законопроект может затруднить доступ к культурным ценностям
specletter.com
Руководитель рабочей группы ОП по совершенствованию законодательства в области культуры Сергей Абрамов считает, что правительственный законопроект может затруднить доступ к культурным ценностям Глава Синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин убежден, что здания, которые находятся в пользовании или собственности религиозных организаций, открыты для всех
 
 
 
Руководитель рабочей группы ОП по совершенствованию законодательства в области культуры Сергей Абрамов считает, что правительственный законопроект может затруднить доступ к культурным ценностям
specletter.com
 
 
 
Глава Синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин убежден, что здания, которые находятся в пользовании или собственности религиозных организаций, открыты для всех
Архив NEWSru.ru

Общественная палата (ОП) РФ опасается, что передача зданий в собственность религиозных организаций затруднит их посещение гражданами, Церковь же заявляет, что доступ будет открыт для всех при соблюдении определенных правил.

Руководитель рабочей группы ОП по совершенствованию законодательства в области культуры Сергей Абрамов отметил на состоявшихся накануне слушаниях в Госдуме, что правительственный законопроект "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" может затруднить доступ к культурным ценностям, сообщает РИА "Новости".

"Будучи переданным религиозным организациям, имущество окажется недоступным для немалой доли граждан из-за внутренних правил религиозной организации", - сказал Абрамов, отметив, что это может противоречить законодательству России о культуре, где обозначен приоритет прав человека над правами различных организаций и объединений.

В свою очередь глава Синодального отдела Русской православной церкви (РПЦ) по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин отметил, что здания, которые находятся в пользовании или собственности религиозных организаций, открыты для всех.

"Да, есть определенные правила, как есть они и в музеях. Если человек приходит в музей с кинокамерой или с видеокамерой и снимает все, что ему заблагорассудится, и при этом курит и находится в нетрезвом состоянии, то его остановят", - сказал представитель РПЦ.

По его словам, определенные правила есть и в храмах, но эти правила не сильно обременительны для большинства людей.

Между тем Сергей Абрамов предложил законодательно закрепить ответственность религиозных организаций за сохранность переданных им объектов культурного наследия.

Он считает, что в правительственном законопроекте не предусмотрены механизмы контроля за сохранностью и целевым использованием передаваемых объектов культурного наследия.

Абрамов отметил, что Общественная палата подготовила свои поправки к законопроекту. В частности, предлагается "ввести положения об ответственности религиозной организации за сохранность переданного ей имущества, определить порядок проведения обязательной экспертизы состояния объектов культурного наследия, на которые претендует религиозная организация, на предмет возможности передачи, а также на предмет условий хранения и эксплуатации объектов".

По словам Абрамова, палата также считает необходимым внести в законопроект положения об обязательном предоставлении государственным и муниципальным учреждениям, а также унитарным предприятиям помещений взамен передаваемого недвижимого имущества, если такая передача приведет к невозможности работать выезжающим организациям.

"Надо, чтобы было оговорено в законе, что предоставляемые помещения пригодны и достаточны для осуществления этих целей. Мы исходим из того, что в законодательстве о культуре отмечено, что в случае передачи помещения равноценное должно быть предоставлено обязательно", - сказал Абрамов.

Он отметил, что срок передачи имущества ограничен шестью годами. "У нас, как вы знаете, запрягают очень медленно, особенно когда дело касается недвижимости. Очень вероятно, что компенсации за этот срок не будет, а передача должна состояться. Положение учреждения культуры может в этом случает оказаться печальным", - сказал Абрамов.

Законодательно также необходимо обеспечить правовую защиту отдельных объектов, входящих в состав комплексных объектов культурного наследия, отметил он.

"В законодательстве вероятна лакуна. К особо ценным объектам культурного наследия могут относиться как отдельные объекты, так и учреждения культуры, которые занимают тот или иной комплекс зданий или сооружений без закрепления статуса особо ценного за каким-то объектом в комплексе. Таким образом, законопроект формально не запрещает изъятие этого особо ценного объекта из комплекса. Это стоит подробнее оговорить в законе", - сказал Абрамов.

Также ОП предлагает исключить возможность прекращения права учреждений культуры на оперативное управление помещениями, которые имели культовое предназначение, но находятся в составе светских зданий. "Тут имеются в виду домовые и дворцовые церкви. Нужно предусмотреть возможность совместного их использования по договорам между учреждением культуры и религиозной организацией", - отметил он.

В РПЦ напомнили, что условием вхождения России в Совет Европы было возвращение собственности религиозным общинам

Председатель синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, говоря об обсуждаемом правительственном законопроекте, указал на то, что одним из условий вступления России в Совет Европы было возвращение имущества религиозным организациям страны.

"Одно из обстоятельных условий, которое предложил для вступления России Совет Европы, было полное возвращение собственности религиозных общин", - приводит слова священника портал "Интерфакс-Религия".

По словам Всеволода Чаплина, "пока это не произошло", поскольку "к этому есть определенные правовые основания, и эти основания относятся к федеральному уровню государственного управления".

Представитель Церкви убежден, что важно привести к единообразию практику передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, которая уже существует в стране.

Он указал на то, что большинство храмов, которые используются религиозными общинами, находятся в пользовании этих общин, но собственность на них принадлежит государству.

"Разве религиозная деятельность является частью государственной деятельности? Разве государство от Церкви у нас не отделено?" - задал вопрос Всеволод Чаплин, отметив, что переход культовых зданий в собственность религиозных организаций видится ему совершенно естественным.

Священник назвал "абсолютной ложью" утверждения, будто ранее Церковь не имела собственности, поскольку была частью государственного аппарата, и указал на то, что Церковь всегда имела свои юридические лица, монастыри и духовные консистории.

По мнению Всеволода Чаплина, при отделении государства от Церкви государство должно было отделиться и от культовой собственности, но во время правления большевиков это было невозможно.

При этом священник еще раз подтвердил, что при передаче собственности Церкви исключением должны стать объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и другие объекты, которые требуют особого ухода. Однако, по его словам, "это должны быть именно исключения".

К тому же, добавил священник, Церковь открыта к тому, что государственные органы будут осуществлять весь надлежащий контроль за сохранностью памятников исторического и культурного наследия, и отнюдь не отказывается от обязанностей собственника или пользователя, связанных с восстановлением или сохранением этих памятников.

Чаплин напомнил также, что все здания, которые находятся в собственности религиозных организаций, открыты для посещения любых людей.

"Да, есть определенные правила, как есть они в музеях", - отметил он, назвав эти правила не такими уж обременительными для большинства людей.

Всеволод Чаплин высоко оценил труд работников музеев, которые "во многом сохранили отечественную культуру в годы советского лихолетья", но заметил, что "здание, построенное как детский сад, лучше всего живет как детский сад, здание, построенное как школа, лучше всего существует как школа, а не как учреждение, а храм, синагога, дацан лучше всего живет как культовое здание, а не как склад, запасник или реставрационная мастерская".