Далай-лама назвал себя марксистом в буддийском одеянии
Архив NEWSru.ru
Далай-лама назвал себя марксистом в буддийском одеянии
 
 
 
Далай-лама назвал себя марксистом в буддийском одеянии
Архив NEWSru.ru

Далай-лама XIV, находящийся с визитом в Италии дал накануне пространное интервью французскому еженедельнику Le Nouvel Observateur.

Характеризуя личность главы буддистов Тибета, издание отмечает, что это душевный и жизнерадостный человек, не упускающий случая посмеяться, что нередко можно было наблюдать в ходе беседы. В нем нет ни тени чопорности. В его речи не услышишь ни догматического языка, ни проповедей, ни обвинений, ни жалоб. Это было интервью с духовным лидером и самым бесстрастным политиком на планете, пишет газета.

Касаясь истории своей родины, Далай-лама соглашается с тем, что Тибет в прошлом не был совершенным государством. С точки зрения социальной и политической системы это, безусловно, была отсталая страна. Однако в сравнении с общественным устройством Китая или Индии тех времен, феодальное общество, существовавшее в Тибете, было, по его мнению, более мягким.

Сегодня в Тибете - десятки тысяч заключенных. В прошлом несколько представителей привилегированных слоев эксплуатировали подданных, что было совершенно несправедливо, в том числе и с буддийской точки зрения. Но это было внутреннее дело тибетцев. Сегодня там правит новый хозяин, и все тибетцы стали подданными новых господ, считает Далай-лама.

Некоторые положительные изменения в результате прихода китайцев в Тибет не могут компенсировать все произведенные ими разрушения. Далай-лама согласен с тем, что для некоторых тибетцев, имеющих сегодня много льгот в сфере здравоохранения, жилья и т.п. и подчас являющихся выходцами из семей так называемых "крепостных", личное положение значительно улучшилось. Но в то же время он подчеркивает то, что сегодня гибнет древняя нация с уникальным культурным наследием.

Намеренно или нет, но происходит культурный геноцид. осуществляемый, прежде всего, через демографическую агрессию. Например, в еще одном из автономных регионов КНР, Внутренней Монголии, осталось всего 20% автохтонного населения. 80% составляют китайцы. В Лхасе живут около 100 тыс. тибетцев, а китайцев в два раза больше. Лхасу уже не узнать из-за новых строений, почти вся долина застроена. Весь город, за исключением центральной части вокруг храма Джокханг, превратился в настоящий Чайна-таун. То же самое происходит в других западных районах, например, в Нгари. Еще лет 15-20 назад там не было ни одного китайца. Сегодня повсюду возникают новые Чайна-тауны. Тибетцы стали меньшинством, подчеркивает буддийский лидер.

На его взгляд, китайское правительство продолжает игнорировать проблему. Оно делает вид, что тибетцы все еще составляют подавляющее большинство. Надо, считает Далай-лама, чтобы мир узнал, что демографическая агрессия принимает очень тяжелые формы. Это неотложная проблема. Еще одна важная вещь: тибетская буддийская культура – это культура сострадания. Ее сохранение в долгосрочной перспективе чрезвычайно важно для Китайской Народной Республики. Сегодня в китайском обществе конфуцианские ценности уничтожены, несмотря на попытки правительства возродить их. Нравственности больше нет. Значение имеют только деньги. Все пронизано коррупцией, а также всяческими нездоровыми ситуациями и эксплуатацией. Один из примеров тому - использование детского труда. Деревенских детей по-настоящему эксплуатируют. Непостижимо, что в социалистической стране, возглавляемой марксистской партией, происходят подобные вещи. Между богатыми и бедными существует невообразимая пропасть. "Иногда мне кажется, что я больший марксист, чем они", - смеется Далай-лама, - "марксист в буддийском одеянии".

Китайцы, по словам собеседника издания, традиционно являются буддистами. Для него, как буддийского монаха, нет никакой разницы между китайцами, тибетцами, индийцами, европейцами, африканцами, и он совершенно уверен в том, что, если представится такая возможность, он будет всегда готов и рад духовно служить, проповедуя человеческие ценности.

Касаясь взаимоотношений с правительством КНР, Далай-лама отметил, что после возобновления в 2002 году контактов с китайским руководством и вплоть до пятой встречи в 2006 году в переговорном процессе наблюдался определенный прогресс. Главной целью переговоров для тибетцев было создание доверительных отношений и прояснение их позиции, заключающейся в том, что они не требуют независимости. "Это в наших интересах. Тибет материально отстает, и все тибетцы хотят модернизировать Тибет. Следовательно, в наших интересах – оставаться в составе Китайской Народной Республики", - подчеркивает Далай-лама, приводя в качестве позитивного примера, железную дорогу, проведенную в Лхасу.

После пятой встречи в феврале 2006 года настрой был очень оптимистичным, поскольку прояснилась ситуация с обвинениями в "сепаратизме". Однако вскоре, начиная с апреля, китайская сторона вновь начала все чаще выдвигать против Далай-ламы обвинения в сепаратизме, одновременно ужесточая репрессии в Тибете. В ходе шестой – и последней – встречи в июне 2007 года китайская делегация была настроена уже гораздо жестче. Китайские официальные лица просто-напросто отказались признать существование тибетской проблемы. "С Тибетом нет никаких проблем. Проблема в Далай-ламе, "сепаратисте", снова смеется знаменитый собеседник французского еженедельника.

"Они пытаются демонизировать меня, а вместе со мной и других людей – например, канцлера Германии, президента Буша и спикера Конгресса Нэнси Пелоси, – превращенных в полудемонов", - добавляет Далай-лама.

Касаясь вопроса о своем возможном приемнике, Далай-лама сказал, что многие представители тибетского духовенства, в том числе, Кармапа, Дригун Римпоче и Сакья Тенцзин, считают, что еще до своей смерти он должен назначить регента или кого-то, кто продолжил бы его труд. Они говорят о том, что придется ждать много лет, прежде чем откроется, кто является новой реинкарнацией, и это станет ясно большинству.

"Сегодня многие говорят мне, что моим преемником может стать более зрелый человек. Теоретически, это возможно. Есть специальный тибетский термин, означающий "реинкарнацию до смерти". 13-й Далай-лама назначил одного из моих старых учителей реинкарнацией его собственного учителя, когда тот был еще жив. В тибетской практике есть такая возможность. Шестой Далай-лама был еще жив, когда появился седьмой. Но китайцы были удивлены, когда я заговорил о назначении кого-то еще при моей жизни, и заявили, что это противоречит тибетским правилам. Видимо, они лучше меня осведомлены, и я должен у них учиться!" - смеется духовный лидер Тибета.

В предшествующей тибетской истории редко случались разногласия по поводу реинкарнации Далай-ламы или Панчен-ламы. Это происходило только тогда, когда тибетцы не могли сделать выбор из нескольких кандидатур. В таких случаях они просили китайского императора принять решение. Но в те времена китайские императоры были маньчжурами - тоже буддистами. Они считали тибетских лам, особенно Далай-ламу и Панчен-ламу, своими гуру, своими учителями, поэтому их вмешательство было допустимо. Когда разногласия между тибетцами приводили к трудностям, они обращались за решением к своему "покровителю". Но, во-первых, сегодня ни один тибетец не станет обращаться к китайцам за советом. Во-вторых, нынешний китайский режим, в отличие от предыдущей династии, является совершенно материалистическим и коммунистическим. Это даже смешно, подчеркивает Далай-лама (полный текст на сайте InoPressa.ru.