На состоявшемся в Ватикане заседании Римской курии, в котором участвовали главы всех папских советов, "была подчеркнута важность выбора священниками безбрачия в соответствии с католической традицией"
Архив NEWSru.ru
На состоявшемся в Ватикане заседании Римской курии, в котором участвовали главы всех папских советов, "была подчеркнута важность выбора священниками безбрачия в соответствии с католической традицией"
 
 
 
На состоявшемся в Ватикане заседании Римской курии, в котором участвовали главы всех папских советов, "была подчеркнута важность выбора священниками безбрачия в соответствии с католической традицией"
Архив NEWSru.ru

В Ватикане на заседании римской курии, в котором участвовали главы всех папских советов (аналогов светских министерств) "была подчеркнута важность выбора священниками безбрачия в соответствии с католической традицией", говорится в пресс-релизе, распространенном накануне пресс-службой Святого Престола.

Перед заседанием в СМИ появились сообщения о том, что Папа Бенедикт XVI намеревается обсудить со своими советниками проблему целибата - запрета священникам на вступление в брак.

По информации, полученной газетой The Washington Post от пресс-службы Ватикана, речь не должна была идти о пересмотре действующих установлений Римско-католической церкви: просто Бенедикт XVI и его ближайшее окружение должны были обдумать "просьбы об отмене обязанности принимать обет безбрачия и просьбы восстановить в сане женившихся священников".

По словам пресс-секретаря Святого Престола Федерико Ломбарди, иерархи Римско- католической церкви не собираются вводить кардинальных изменений в свой устав, но намерены обсудить проблему целибата "в целом и разобрать некоторые отдельные случаи".

О чем шла речь на заседании

И вот заседание состоялось. Комментируя его итоги, немецкая Die Welt (полный текст на сайте InoPressa.ru) в сегодняшней публикации отмечает, что папа затронул табуированную тему: впервые с момента вступления на папский престол полтора года назад Бенедикт XVI и Римская курия обсуждают спорную тему целибата священников. Газета подчеркивает, что в заседании Римской курии приняли участие высокопоставленные кардиналы и главы всех папских советов.

Согласно некоторым оценкам, за прошедшие 40 лет более 100 тыс. священников во всем мире оставили церковную службу из-за того, что нарушили обет безбрачия. Из-за возрастающей нехватки священников эта тема стала актуальной для многих стран. В Германии в 2003 году лишь каждый второй приход имел своего священника, от 3 до 4 тыс. священнослужителей оставили церковное служение из-за нарушения обета безбрачия. Американская организация Married Priests Now планирует организовать в декабре этого года в Нью-Йорке конгресс, посвященный этой проблеме.

Однако эксперты по Ватикану предупреждают, что не стоит возлагать слишком больших надежд на скорые "перемены". Так, радиостанция Radio Vatikan сообщила после завершения консультаций: "Наблюдатели не ждут, что Католическая церковь отступит в ближайшем будущем от запрета на вступление в брак для священнослужителей". Радиостанция однако добавила: "Впервые такой аспект, как целибат, обсуждается на высшем церковном уровне". Консультации продолжались около 2 часов.

Кроме того, на консультациях в Ватикане речь шла о "требовании освободить от обязанности соблюдать обет безбрачия". Как сообщает радиостанция Radio Vatikan, был затронут и вопрос о возвращении женатых католических священников в лоно Церкви. По неофициальной информации, окончательного решения по этим вопросам принято не было.

Решение о целибате для священников было принято Римско-католической церковью в XII веке. Под обетом безбрачия подразумевался не только запрет на вступление в брак, но и отказ от сексуальных отношений вообще. Однако обет безбрачия не является абсолютной догмой в христианстве. Так, к примеру, священнослужители Православной церкви имеют право на вступление в брак.

В Риме считают, что "изменения" в вопросе о безбрачии могут быть внесены сначала только в порядке исключения. Так, бывшие священнослужители, которые после вступления в брак были вынуждены покинуть свой пост, в определенных случаях – например, после смерти супруги – могут вновь вернуться к исполнению своих обязанностей.

Дело архиепископа Милинго

Между тем, как сообщает сегодня РИА "Новости", вчерашний Совет в Ватикане был, кроме прочего, посвящен и обсуждению поступков африканского архиепископа Эммануэля Милинго.

Кстати, Милинго основал в Вашингтоне упомянутое выше международное движение "Женатые священники сегодня" и развернул бурную агитацию. 24 сентября этого года он рукоположил четырех из своих женатых последователей в епископы, нарушив две основополагающих требования католической доктрины - необходимость целибата (принесения обета безбрачия) для священников и рукоположение исключительно с разрешения Святого Престола.

В результате от Церкви, в соответствии со статьей 1382 Кодекса канонического права, были отлучены сам Милинго и четыре новопоставленных епископа.

В ходе заседания было подчеркнуто, что Милинго "сеял разделение и замешательство среди верующих", тогда как на самом деле и семинаристам, и уже рукоположенным священникам необходимо "твердое человеческое и христианское образование".

Молодой епископ из Замбии Милинго впервые вызвал серьезное беспокойство Святого Престола еще в 1970-е годы, когда он начал проводить "исцелительные мессы", фактически выступая в роли колдуна и заклинателя злых духов. В 1982 году его вызвали в Ватикан, и он подал в отставку с поста архиепископа Лусаки.

После этого опальный прелат поселился в Италии, но продолжал служить свои необычные мессы. В 1996 году Святой престол строго предупредил Милинго, что он не имеет права совершать богослужения без разрешения местного епископа.

Однако самый громкий скандал вокруг Милинго вспыхнул в 2001 году, когда он объявил, что принадлежит к "Церкви объединения" Сон-Мён Муна. Во время массовой церемонии бракосочетания в Нью-Йорке Мун "обвенчал" Милинго с кореянкой Марией Чунг.

В августе того же года африканский прелат принес покаяние Папе Римскому Иоанну Павлу II и вернулся в лоно Церкви. Получив прощение Ватикана, он перебрался в один из монастырей Аргентины, а затем некоторое время проживал в небольшой монашеской общине в городке Дзагароло под Римом.

В прошлом году Милинго сбежал из Дзагароло и через месяц объявился в Вашингтоне, где вновь стал жить со своей корейской супругой.