Политики очень хотят для своего имиджа использовать православную Церковь, что мы и видим с 90-х годов, убежден Михаил Ардов
svobodanews.ru
Политики очень хотят для своего имиджа использовать православную Церковь, что мы и видим с 90-х годов, убежден Михаил Ардов
 
 
 
Политики очень хотят для своего имиджа использовать православную Церковь, что мы и видим с 90-х годов, убежден Михаил Ардов
svobodanews.ru

Один из наиболее последовательных критиков РПЦ Московского патриархата, писатель, биограф Анны Ахматовой, протоиерей Русской православной автономной церкви Михаил Ардов в интервью, опубликованном накануне в газете "Новые Известия", ставит в вину священноначалию РПЦ тесное слияние со светской властью. Между тем такая позиция церковного начальства удивления у него не вызывает. Современная РПЦ, утверждает Ардов, была создана Сталиным в 1943 году по образу и подобию КПСС и с тех пор ни в чем не изменилась, сообщает РИА "Новый регион".

Выпускник журфака МГУ, писатель, мемуарист, Михаил Ардов уже в конце 60-х отказался от занятий журналистикой и богемных компаний, принял крещение и был воцерковлен. В 1980 году его рукоположил в священники митрополит Иоанн (Вендланд). Отец Михаил служил в деревенских приходах Ярославской и Московской епархий. Летом 1993 года он вышел из юрисдикции Московского патриархата и перешел в Русскую православную церковь за границей (РПЦЗ), став клириком Суздальской епархии. С 1995 года Ардов служит в Российской православной автономной церкви (РПАЦ), административно и канонически независимой от РПЦЗ.

В последние годы критика в адрес РПЦ стала звучать из уст священника не только в интервью, но и в публичных дискуссиях - с диаконом Андреем Кураевым, протоиереем Всеволодом Чаплиным и другими "идеологами Московского патриархата".

Один из его главных тезисов Ардова – РПЦ в ее современном виде создана искусственно, по образу и подобию КПСС, которая, в свою очередь, являлась "сатанинской пародией на Церковь".

"Марксизм-ленинизм – это чудовищная лжерелигия, а КПСС была сатанинской пародией на Церковь. Вместо церковных соборов – съезды, вместо еретиков – враги народа, такие как Троцкий. Были свои мученики за веру – Павлик Морозов, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов.

Православную церковь Сталин в 1943 году решил использовать для своих целей. В Кремль вызвали трех митрополитов, которым разрешили открыть семинарии и издавать журнал под надзором Министерства госбезопасности. И дальше Московская патриархия стала формироваться по образу и подобию Компартии. Принятый тогда устав с незначительными изменениями действует до сих пор. Вся церковная собственность принадлежит Синоду. Синод – это митрополит-бюро, а Патриарх – генеральный секретарь", – говорит Михаил Ардов.

Как считает проитоиерей РПАЦ, "последний легитимный собор Российской православной церкви (в "Русскую" ее переименовал Сталин, чтобы потеснить Русскую зарубежную церковь) принял в 1918 году совершенно другой устав. А все, что было после 1943 года, – незаконно".

"Церковь восхваляла Сталина, называла его "богоданным вождем". Холуйское поздравление к его 70-летию подписали все епископы Московской патриархии. Все последующие годы Церковь прислуживала большевистскому режиму. Или недавно они отпраздновали 60-летие международного отдела, которым руководил в том числе Кирилл до того, как стал Патриархом. И опять у них – как все было прекрасно! А на самом деле они были подразделением внешней разведки и вербовали иностранных священнослужителей, а также распространяли наглую ложь о свободе религии в Советском Союзе".

При таком происхождении, считает Ардов, вполне объяснимо нынешнее тесное слияние РПЦ с властью светской: "Патриархия взяла на себя функции идеологического отдела партии "Единая Россия". Так как православие тесно связано со славными страницами российской истории, политтехнологам это выгодно. Хотя когда стоят господа в храме Христа Спасителя и держат свечки как стаканы на фуршете, это лучший вид антирелигиозной пропаганды. И когда начнут преподавать православную культуру в школе, это вызовет отторжение, потому что будет навязываться".

"Предпоследний председатель Совета по делам религии при Совете министров СССР Константин Харчев в постсоветские времена рассказывал, что в советское время боролись с Церковью, назначая на многие важные должности в РПЦ растленных и аморальных людей. А теперь мы ждем, что эти люди сделают духовное возрождение страны", – замечает Ардов.

Как отмечает "Новый регион", о целенаправленном назначении советскими "кураторами" на церковные посты "растленных и аморальных людей" Ардов заявлял не раз. Разве что ранее – в более мягких выражениях. Например, в дискуссии с диаконом Андреем Кураевым, организованной журналом New Times, Ардов говорил: "В 50-х годах по указке КГБ во всех учебных заведениях Московской патриархии было приказано не принимать мальчиков с четверками и пятерками в аттестатах – только троечников. И вот большинство епископата нашей патриархийной Церкви и есть вот эти самые троечники. Но были, конечно, исключения, как Кирилл. Кирилл очень богат, достаточно умен, но тем не менее с властями всегда ладит. Я даже придумал для него и таких прочих богачей специальное слово – "олигархиереи". Вот он главный "олигархиерей".

По поводу тесной "лизости к власти" (термин, как напоминает "Новый регион", придуман газетой "Коммерсант") Ардов выразился афористически: "Церковь у нас от государства отделена, но государство от Церкви не отделено. Мое глубокое убеждение, что Церковь должна максимально дистанцироваться от власти. К нам не придут миллионы людей – придут десятки, сотни, может, тысячи. Но единственная важная функция Церкви – нравственная оценка того, что происходит, и в том числе действий власти".

Относительно того, что "миллионы не придут" к религии, Ардов отмечает, что собственно верующих людей в России не более 2-3% (в других интервью протоиерей говорит о 5%. – Прим. ред.). "Это те, кто регулярно ходят в храмы, исповедуются и причащаются. Но поскольку у нас считают православными всех, кто в детстве крещен, то церковные пропагандисты говорят про 80%. На Западе – то же самое, там ходят в храмы те же два-три процента. Мы живем в постхристианские времена", – констатирует Ардов.

"На Пасху в Москве в православные храмы приходит максимум 200 тысяч человек, а тот, кто на Пасху не пошел в храм, уж точно не православный. Во всем мире так... Поэтому надо смотреть реально. Но, к сожалению, политики очень хотят для своего имиджа использовать православную Церковь, что мы и видим с 90-х годов.

И вот эти холуйские речи – это позор. Мне все время люди говорят: как же это можно?! Что ж он говорит "ваше высокопревосходительство"?! Я отвечаю, что патриархия – прислужница властей. И недаром другой Патриарх – Денисенко (глава Украинской православной церкви Киевского патриархата - УПЦ КП) - довольно остроумно сказал: РПЦ МП – это Русская православная церковь Медведева-Путина".

Михаил Ардов отмечает во многих публичных выступлениях, что Церковь, чтобы привлечь людей, должна избегать "холуйства": "Например, поддержать протесты водителей во Владивостоке; потребовать от правительства, чтобы они продавали бензин своему населению по реальным ценам, а не так, как сейчас они продают... Речь о том, что Церковь должна заступаться за людей, защищать...".