Большую часть публики в судебном зале составляли женщины почтенного возраста, которые читали Псалтирь, осеняя себя крестным знамением, и бросали возмущенные реплики в адрес выступавших свидетелей
Архив NEWSru.ru
Большую часть публики в судебном зале составляли женщины почтенного возраста, которые читали Псалтирь, осеняя себя крестным знамением, и бросали возмущенные реплики в адрес выступавших свидетелей
 
 
 
Большую часть публики в судебном зале составляли женщины почтенного возраста, которые читали Псалтирь, осеняя себя крестным знамением, и бросали возмущенные реплики в адрес выступавших свидетелей
Архив NEWSru.ru

На очередном заседании суда по делу организаторов выставки "Осторожно, религия!", которое состоялось 17 января в Таганском районном суде, выступили свидетели со стороны защиты. На вопросы судьи, адвокатов и прокурора ответили Лев Левинсон - эксперт Института прав человека, коллега обвиняемого директора Музея им. А. Сахарова Юрия Самодурова по правозащитной деятельности, бывший смотритель музея Любовь Холина.

В качестве экспертов-специалистов со стороны защиты на процессе выступили художественный руководитель Государственного центра современного искусства Леонид Бажанов и директор музея "Зверевский центр современного искусства" Алексей Сосна. Большую часть публики в судебном зале составляли женщины почтенного возраста, которые читали Псалтирь, осеняя себя крестным знамением, и бросали возмущенные реплики в адрес выступавших свидетелей, сообщает "Благовест-инфо".

Бывший смотритель музея им. А. Сахарова Любовь Холина дежурила на выставке 18 января 2003 г. - как раз в тот день, когда шестеро молодых людей забросали экспонаты елочными шарами, заполненными краской. Свидетель утверждала, что эти шестеро действовали как организованная группа: сначала пришли двое из них, потом привели с собой остальных, которые вошли в зал "маршем, как военные", и, не осматривая экспонаты, сразу принялись громить экспозицию. По ее словам, когда эта группа была выведена из здания нарядом милиции, их уже ждала "группа поддержки". Таким образом, считает общественный защитник Евгений Ихлов, "оказалась разоблачена версия погромщиков, согласно которой они спонтанно примчались на выставку, узнав о ней из газет, и затем, потрясенные, пригласили друзей и вместе набросились на "богохульные" экспонаты". Отвечая на вопрос о содержании выставки, Л. Холина отметила, что "никаких призывов, побуждающих к ненависти", в экспозиции не было; напротив, "разные религии были представлены интересно".

Свидетель Лев Левинсон, присутствовавший на открытии выставки 14 января 2003 г., утверждал, что вся деятельность музея им. А. Сахарова "полностью отрицает дискриминацию каких-либо групп людей", а Юрий Самодуров - "в высшей степени толерантный человек". Правозащитник категорически отрицал возможность интерпретации выставки как разжигающей какую-либо вражду. По его словам, цель выставки со столь "многосмысленным" названием - не унизить верующих, а вскрыть проблемы в религиозной жизни: "превращение религии в попсу", слияние Русской православной церкви с государством, "опошление религии" и т.д. Для этого художники выбрали наиболее адекватную форму, считает свидетель, - форму "карнавала, балагана, игры, шутовства". Эти "бахтинские" термины некоторыми участниками процесса были поняты буквально: как "посмешище" истолковала их прокурор Новичкова. Л. Левинсон не видит никаких оснований для привлечения обвиняемых к суду. Он привел многочисленные примеры в их поддержку: не судят же, говорил он, директора Государственной Третьяковской галереи, где выставлен "Крестный ход на Пасху" В. Перова - картина, изображающая сельский клир в самом неприглядном виде; не судили даже Льва Толстого, который в романе "Воскресение" "с ненавистью изобразил причастие заключенных"; а аббата Франсуа Рабле, высмеивающего пороки духовенства, "даже не сожгли".

Исторически-искусствоведческую тему продолжил Леонид Бажанов. Он показал, что в выставке "Осторожно, религия!" участвовали известнейшие российские художники, а экспонирование подобных произведений принято во всем мире. В частности, многие произведения выставлялись и в его Центре современного искусства, поэтому "только случайно он не оказался на той же скамье подсудимых". Искусствовед заявил, что экспертиза, представленная обвинением, "абсолютно ненаучна".

Следующее заседание 25 января также будет посвящено допросу свидетелей со стороны защиты.