Верховный суд России запретил исламское движение "Таблиги джамаат"
RTV International
Верховный суд России запретил исламское движение "Таблиги джамаат"
 
 
 
Верховный суд России запретил исламское движение "Таблиги джамаат"
RTV International

Верховный суд России запретил исламское движение "Таблиги джамаат". Решение о запрете было принято 7 мая нынешнего года.

Организационный центр "Таблиги джамаат" находится в Пакистане. После падения советской власти в Средней Азии движение стало распространяться в бывших советских республиках. Очень скоро светские власти стали ограничивать его деятельность. Теперь очередь дошла и до России. "Судом установлено, что деятельность структурных подразделений "Таблиги джамаат" угрожает межнациональной и межконфессиональной стабильности в российском обществе, территориальной целостности Российской Федерации", – говорится в постановлении суда, текст которого приводит в сегодняшней публикации "НГ-Религии".

Как пишет газета, членов движения "Таблиги джамаат" иногда называют странниками ислама – вероятно, в силу того, что они ведут свою миссионерскую деятельность, путешествуя по городам и весям и останавливаясь на ночлег в мечетях. Отсюда же вытекают два отличительных признака этой организации. Во-первых, они часто имеют дело с официальными мусульманскими структурами, так как используют общие для всех приверженцев ислама места молитвы в качестве своих перевалочных пунктов. Обращаются они к официальным структурам (в России это духовные управления) и за визовой поддержкой. Во-вторых, странствующие миссионеры неизбежно вызывают подозрительное отношение к себе со стороны властей. Хотя политика для "Таблиги джамаат" никогда не была первостепенной задачей, проповеди о грядущем мировом Халифате в свете развернувшего свою деятельность исламистского террористического подполья как минимум настораживают. Внешне вполне миролюбивых таблиговцев стали подозревать в тайных связях с боевиками...

Само движение зародилось в 1940-е годы среди индийских мусульман как форма протеста против британского колониализма. Это был и способ распространения исламского вероучения среди иноверческого окружения и в условиях светского государства.

Как отмечает "НГ-Религии", сразу после того, как Верховный суд РФ принял решение о запрете, в Саратовской области, где таблиговцы развернули свою бурную деятельность, разразился скандал. Местная газета "Взгляд" опубликовала интервью с исламоведом Романом Силантьевым, обвинившим главу Духовного управления мусульман Поволжья Муккадаса Бибарсова в поддержке "Таблиги джамаат", которые, по мнению Силантьева, занимаются идеологической поддержкой экстремистов.

Последствия запрета этого движения для Совета муфтиев России, как полагает Силантьев, самые неприятные. И это уже не первый случай, когда муфтият благожелательно относится к зарубежному исламскому течению, которое затем российские власти признают экстремистским.

Корреспондент "НГ-Религий" поинтересовался, насколько тесны были связи российских муфтиятов и движения "Таблиги джамаат", у председателя информационно-аналитического отдела Совета муфтиев Фарида Асадуллина.

"Само название "Таблиги джамаат" не несет в себе никакой угрозы, поскольку его можно применить вообще к любому сообществу мусульман. "Джамаат" значит "группа", "таблиг" – "доведение до сведения". То есть распространение учения Пророка Мухаммеда как среди единоверцев, так и иноверцев, желающих познакомиться с исламом", - рассказал Асадуллин.

"Вообще у меня ко всем миссионерским движениям в исламе много вопросов, и эти вопросы я как представитель муфтията задавал им. Надо ли ехать за тридевять земель, в Россию, не зная ни менталитета ее мусульманских народов, ни языка, на котором они общаются, для того, чтобы говорить им вещи, достаточно тривиальные?" - продолжил представитель СМР.

По его мнению, надо разбираться в причинах запрета этой организации. Если были какие-то прецеденты, когда ее представители нарушали законы страны, то нужно разбираться в каждом конкретном случае. Но главный вопрос следует адресовать самим руководителям этой организации.

"Сейчас, в век глобализации, люди могут не вставая с кресла получить ответ на любой вопрос, - убежден Асадуллин, - Надо ли ехать сюда, посещать деревню за деревней, чтобы собирать людей, которых они не понимают так же, как и они их? Ведь часто даже переводчика с урду или английского на татарский невозможно найти. Зачем же ехать, чтобы впустую потратить время?"

"В России есть свои грамотные имамы. Коэффициент полезного действия тех, кто называет себя "Таблиги джамаат", у меня вызывал всегда большие вопросы. Ислам в этом плане исповедует принцип, что любая непроизводительная трата времени запретна", - считает представитель Совета муфтиев.