В Москве состоялась презентация книги о религиозной жизни послевоенного Крыма
Архив NEWSru.ru
В Москве состоялась презентация книги о религиозной жизни послевоенного Крыма
 
 
 
В Москве состоялась презентация книги о религиозной жизни послевоенного Крыма
Архив NEWSru.ru

Презентация книги "Крымская экумена" - нового исследования о религиозной жизни послевоенного Крыма - состоялась накануне в Москве, в одном из конференц-залов гостиницы "Украина". Книга московского автора Бориса Колымагина издана петербургским издательством "Алетейя", которое уже в течение 12 лет работает в широком гуманитарном диапазоне, выпуская научные труды по истории, философии, религии, искусствоведению.

Центральная фигура книги - святитель Лука (Войно-Ясенецкий), правящий архиерей Крымской епархии в 1946-1961 годах, знаменитый хирург, лауреат Сталинской премии. Его церковное служение в контексте всей полноты религиозной жизни послевоенного Крыма и церковно-государственных отношений впервые в отечественной историографии освещается на основе не публиковавшихся ранее архивных материалов.

Выступая на презентации, автор - недавний выпускник бакалавриата Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ) - отметил некоторые наиболее значимые для него стороны многогранной религиозной деятельности архиепископа Луки.

Благодаря святителю заметно оживилась религиозная жизнь послевоенного Крыма, притом не только в годы "сталинского религиозного возрождения", но и после 1948 года, когда власть охладела к идее использования "религиозного фактора" в своих целях. Особое внимание в монографии уделяется попыткам архиепископа Луки отстоять Церковь в годы хрущевских гонений, противостоять советскому государственному атеизму, который, по утверждению автора книги, "действовал как организованная контрмиссия".

Как рассказал автор в интервью "Благовест-инфо", миссионерский аспект деятельности архиепископа Луки чрезвычайно интересовал его как выпускника СФИ - богословского вуза, который особое внимание уделяет проблеме христианской миссии. При жестком контроле со стороны уполномоченных по делам религий, при многочисленных запретах не только на социальную деятельность Церкви, но и во внутрицерковной и даже уставной области, святитель Лука находил возможности для возвещения Слова Божия. Именно ему принадлежит заслуга возрождения в Крыму церковной проповеди как таковой: "Он заставлял всех своих священников проповедовать - такого не было ни до него, ни после", - подчеркнул Б. Колымагин.

Важным аспектом исследования стал опыт межхристианского и межрелигиозного общения святителя Луки. Как рассказывает автор книги, одним из первых деяний архиепископа после перевода в Крым стал визит в молитвенный дом христиан-баптистов и выступление там с призывом к объединению усилий ради "распространения веры в народе". После этого он пытался завязать отношения с адвентистами, что было вскоре пресечено бдительным уполномоченным. В архивах сохранились доносы о попытках святителя завязать добрые отношения с католиками; известно, что за здоровье православного владыки молились в синагогах. Однако, отмечает Б. Колымагин, архиепископ Лука "был далек от безбрежного экуменизма": он "четко знал, что православие - это духовная вершина", и резко выступал против сектантов и прозелитизма.

Специальный раздел книги посвящен усилиям власти, направленным на разрушение межрелигиозного диалога.

Б. Колымагин увидел в поведении архиепископа Луки "несознательное диссидентство": он "дерзко" подчеркивал свое духовное звание, отказываясь читать лекции по хирургии в светском костюме; позволял себе резкие высказывания, отличающиеся от официальной точки зрения; положил начало "самиздату" - его проповеди перепечатывались на машинке, переписывались от руки и широко распространялись среди верующих Крыма. "В связи с этим интересно, как сопрягается то, что сейчас в некоторых кругах Русской православной церкви (РПЦ) бытует негативное отношение к правозащитникам, а святитель Лука причислен к лику местночтимых святых", - говорит Б. Колымагин, имея в виду канонизацию святителя Луки Украинской православной церковью Московского Патриархата в 1996 году.

Самый большой раздел книги посвящен РПЦ в Крыму (1944-1961 годы). Последующие главы рассказывают о других религиозных объединениях: баптистах, адвентистах седьмого дня, иудеях, караимах, старообрядцах, а также о "религиозном подполье" - незарегистрированных группах верующих.

Отдельная глава подробно освящает взаимодействие советской власти и религиозных объединений. Б. Колымагин признается, что собирательный образ - местный уполномоченный (в течение полутора десятка лет на этом посту сменилось несколько фигур) - стал его полноправным "соавтором": именно архивы из недр Совета по делам РПЦ и Совета по делам религий наиболее широко цитируются в монографии.

Высокую оценку книге дали выступившие на презентации академик РАЕН Валентин Никитин, преподаватель Православного Свято-Тихоновского богословского университета (ПСТБУ) Алексей Громов-Колли. В. Никитин подчеркнул, что книга Б. Колымагина "учит толерантности", и призвал автора и издателей поработать над вторым изданием, в котором была бы отражена деятельность преемника святителя Луки - митрополита Гурия (Егорова). Представитель ПСТБУ назвал монографию "живым явлением для нашего института", отметив, что этот "фундаментальный труд архивиста" можно будет широко использовать при подготовке специалистов по церковной истории.

В качестве приложения к книге изданы тексты 17 проповедей святителя Луки, произнесенных с амвона крымских храмов.