В последнее время участились эпидемии паники по поводу очередной назначенной даты конца света
vk.com
В последнее время участились эпидемии паники по поводу очередной назначенной даты конца света
 
 
 
В последнее время участились эпидемии паники по поводу очередной назначенной даты конца света
vk.com

В последнее время участились эпидемии паники по поводу очередной назначенной даты конца света. В ход идет все что угодно – от попыток по-новому истолковать Евангелие, где, кстати, евангелист Матфей приводит слова Христа о том, что "о дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один", - до календаря индейцев майя. Последняя волна такой паники прошла в минувшую субботу, 21 мая. Конец света был предсказан американским проповедником Гарольдом Кэмпингом. Между тем рекламные щиты с предупреждением о конце света появились не только в Америке, но и в России.

Зачастую подобная паника приводит к небезобидным последствиям: достаточно напомнить о "пензенских сидельцах", в ожидании конца света замуровавших себя в пещере.

Агентство Regions.ru обратилось к нескольким российским священнослужителям и к одному из экспертов-религиоведов с вопросами: "Как вы думаете, чем вызваны подобные эпидемии? Что бы вы сказали людям по их поводу?".

Вот ответы на эти вопросы:

Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, видит две причины податливости современного общества страхам перед концом света.

"Во-первых, в последнее время участились крупномасштабные катастрофы. То, как они преподносятся СМИ, действительно способно взволновать и развить чувство тревоги и нервное напряжение у многих. Это феномен всемирного информационного поля. Вместе с тем существует тенденция искусственно подогревать разного рода тревожные слухи - как в политических целях, так и в интересах наживы, поскольку напуганными людьми легче управлять", - сказал он.

"Все это, конечно, связано с духовной непросвещенностью, столь характерной для нашего времени. Согласно православному вероучению, история, безусловно, конечна, и связано это с присутствием и возрастанием в человечестве греховного начала. Но конечность истории – повод не для паники, а для обращения ко Христу, о чем нынешнее общество забыло", - добавил протоиерей.

Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма Святых Косьмы и Дамиана в Шубине, отметил, что есть небольшая доля людей, считающих, что в связи с приближением конца света ничего не надо делать, не надо ни к чему прилагать усилий.

"С некоторым злорадством они предвещают скорое уничтожение мира и кары грешникам. А сказать на это можно, что все равно мы в руке Божией, что любовь Божия всегда с нами будет и ничто не сможет нас от нее отлучить", - сказал он.

"Самое главное, чтобы духовно мы всегда были с Господом. Когда нужно будет, Господь Сам придет, пусть и неожиданно для нас. То есть если мы любим Христа, веруем в Бога, если мы понимаем, что наша жизнь в Его руке", - пояснил протоиерей.

"Наша судьба в вечности не зависит от того, будем ли мы дрожать и бояться конца света. Так что надо жить в доверии к Богу. Независимо ни от чего мы всегда будем в сердце с Ним, а Господь будет с нами Своей милостью", - заключил Александр Борисов.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, полагает, что панические настроения разжигают люди корыстные и бесчеловечные ради каких-то своих целей, не гнушаясь при этом никакими средствами.

"А общество, перестав быть религиозным, стало суеверным. Вместо правой веры идет натиск суетной веры - потому что свято место пусто не бывает. Если человек духовно защищен и огражден молитвой, участием в церковной жизни, в таинствах Церкви, то, конечно, никакие слухи по поводу конца света он просто не воспримет и не обратит на них никакого внимания. А так люди поддаются панике. В таком состоянии люди себя плохо контролируют и могут совершать необдуманные поступки", - сказал он.

"Чтобы подобные эпидемии не возникали, нужно следовать завету "Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение", - добавил протоиерей.

Председатель Духовного управления мусульман Ростовской области муфтий Флюр Арсланов отметил, что российские мусульмане "очень спокойно относятся" к разговорам о конце света. "Многие осознают, что серьезно воспринимать их не стоит", - отметил он.

Муфтий обратил внимание, что тема апокалипсиса "существует практически на протяжении всего пребывания человечества на Земле", напомнив, что описания картин конца света можно найти и в Библии, и в Коране. При этом он подчеркнул, что сами религии на этих картинах упора не делают, основное внимание уделяя совсем иным вопросам. "Однако различные спекуляции на этой теме были и будут, тем более сегодня, когда существуют интернет и многоканальное телевидение", - указал муфтий.

Одновременно он выразил убеждение, что и в российском обществе в целом дискуссия о конце света вызывает "не такое широкое внимание, как в ряде стран Запада и Европы". "Как известно, сама мода на всяческие предсказания, на прогнозы астрологов тоже пришла к нам оттуда", - заметил Флюр Арсланов.

С "глубокой богословской неграмотностью" связывает усиление внимания значительной части общества к теме конца света исламовед, исполнительный директор программ Всемирного русского народного собора Роман Силантьев. Между тем, по его словам, "достаточно обратиться к Евангелию, где четко сказано, что вычислять дату конца света совершенно бесполезно и знает ее только Господь Бог".

Как полагает исламовед, муссировать подобную тему "может либо проходимец, либо человек с очень низким уровнем интеллектуального развития".

"К сожалению, обилие разного рода сект приводит к тому, что прогнозы об апокалипсисе звучат у нас не только каждый год, но и едва ли не каждый месяц", - обратил внимание общественный деятель. По его словам, соответствующие панические настроения в обществе "подогреваются к тому же многочисленными СМИ, для которых очередное предсказание конца света – это новый "жареный" факт".

Со своей стороны Роман Силантьев напомнил, что если конец света и произойдет когда-либо, то о его наступлении человечество узнает заблаговременно по разного рода внешним признакам и событиям, о которых "не надо будет делать никаких пророчеств".