В СМИ обратили внимание на ряд социально окрашенных высказываний церковных лидеров в России и на Западе, прозвучавших в последнее время.
Они обратились к теме социальной ответственности и подвергли критике стремление людей к материальному благополучию, которое, особенно сегодня в России, стало своего рода новым культом, отмечает в публикации в четверг "Независимая газета".
Бенедикт XVI в Испании осудил принцип "выгода любой ценой", ставший причиной экономического кризиса в Европе, и заявил, что мораль и этика должны играть большую роль в формировании экономической политики в будущем. А Патриарх Кирилл больно ударил по россиянам, заявив, что миллионы жителей страны одержимы "диаволом наживы" и охвачены "массовым беснованием". Богатых и преуспевающих предстоятель РПЦ обвинил в том, что они воображают, будто их капиталы позволяют им быть независимыми даже от Бога, хотя на деле они являются "жалкими рабами и марионетками диавола".
Между тем, не осталось в долгу и общество, бросившее Церкви ответное обвинение в расточительстве и сребролюбии. В Испании, стоящей на грани дефолта, протестовали против дорогостоящего визита Папы, а в Италии, экономическое положение которой далеко от идеального, поднялось движение за лишение Святого престола финансовых привилегий.
Русскую церковь между тем сравнили с коммерческой корпорацией, намеревающейся извлечь финансовую выгоду из проекта строительства 200 быстровозводимых храмов в Москве. Хотя эти обвинения Патриарх Кирилл поспешил отвергнуть, но, как замечает "НГ", упреки в сребролюбии, брошенные в адрес РПЦ, все же не лишены основания. Слишком часто представителей духовенства видят в окружении банкиров и мультимиллионеров, да и собственность, которую государство щедрой рукой возвращает Церкви, тоже может, как подозревают, послужить укреплению ее экономического положения.
Церковь устами протоиерея Всеволода Чаплина оправдывает увлечение роскошью, но справедливое недоумение у общества вызывают тарифы на церковные требы, устанавливаемые в российских храмах. В то же время Патриарх Кирилл убежден, что нет лучше и надежнее социального института, чем РПЦ, чтобы распределять материальную помощь бедным.
Между тем "Независимая газета" предлагает оригинальный выход из этой конфликтной ситуации. Как считает издание, для того, чтобы Церковь смогла воспитывать свою паству в таком духе, когда сострадание к бедным становится потребностью души каждого верующего, ей самой необходимы революционные преобразования.
Существование религиозных общин нужно поставить в зависимость от взносов финансово состоятельных прихожан, а не от милостей сильных мира сего, предлагает "НГ". Речь идет о ежемесячном платеже, который отображается в бухгалтерской отчетности, фиксируется при помощи кассового аппарата. По мнению авторов публикации, это была бы настоящая ответственность верующих людей, к которой не раз призывал Патриарх. Плательщики таких взносов могли бы в лицо знать тех, кому помогает приход, и контролировать целесообразность своих платежей. Общество же, со своей стороны, могло бы узнать истинное отношение россиян к своей Церкви, доверие к ней как к социальному институту.
Пока этого не будет, можно сколь угодно разглядывать в зеркале критики многочисленных бесов, а также создавать общий фронт православных и католиков против "обезбоженного" и поэтому недоверчивого общества, пишет газета.
Напомним, однако, что практика взимания церковного налога с граждан, указавших свое вероисповедание, уже не первое десятилетие существует в гораздо более социально стабильных странах - например, в Германии, где отчисления на Церковь проходят под контролем государства. Служит ли такая модель отражением социальной справедливости - вопрос непростой, а вот об истинном отношении граждан к Церкви, пожалуй, свидетельствует. Люди здесь нередко порывают с ней, чтобы сэкономить хоть на одном налоге.