Большинство китайцев празднует Рождество на тот случай, чтобы не навлечь на себя гнев Всевышнего, если вдруг "этот западный Бог все же существует". Так, по крайне мере, считает Бэтти Мэхью, редактор вестника духовной академии Holy Spirit, мнение которого приводит РИА "Новости".
Бэтти Мэхью живет в Гонконге уже более 15 лет, до этого она работала в Ватикане в офисе, окна которого выходили на резиденцию Папы Римского. Сегодня из окон ее кабинета видны небоскребы гонконгского района Абердин и маленькие лодки-сампаны, качающиеся на волнах у невысоких деревянных причалов. "Китайцы очень прагматичны, для них проще отдать дань уважения чужому Богу, чем рискнуть навлечь на себя какие-то неприятности, пусть даже нематериального характера", - говорит она.
Между тем, в Гонконге заблаговременно приготовились к празднованию Рождества по григорианскому календарю. На центральной площади города, напротив старинного здания Законодательного совета Гонконга, открылся специальный "Город Санты" с "деревьями пожеланий", на которых уже висят тысячи листков с заветными мечтами, "Снежной церковью" и механическим Санта Клаусом, раз в 15 минут совершающим круг почета на оленьей упряжке с бубенцами.
В центре площади установлен огромный экран, с помощью которого гонконгцы передают друг другу рождественские поздравления. В Гонконге сегодня около полумиллиона христиан - всего 8% от общего населения города. Тем не менее, христианское присутствие чувствуется здесь повсюду. По всему городу действует более тысячи протестантских конгрегаций и более ста католических приходов. В большинстве из них службы идут на нескольких языках: английском, кантонском, корейском и филиппинском. Под управлением христианских церквей находится половина средних школ в Гонконге, 30% детских садов, более тысячи медицинских учреждений и гуманитарных организаций.
Бэтти Мэхью говорит, что после возвращения Гонконга под китайскую юрисдикцию в 1997 году в положении церкви ничего не изменилось. "Китайские власти пока никак не ограничивают религиозные свободы в Гонконге", - утверждает она.
По ее словам, за все эти годы был только один случай, когда центральные власти попытались повлиять на проведение церковных мероприятий. 1 октября 2000 года Ватикан решил канонизировать 1200 китайских мучеников. Так как в этот же день в Китае отмечают День образования КНР, пекинские власти попросили не устраивать по этому поводу большой церемонии. Однако, как рассказывает Бэтти Мэхью, епископ Тун сказал следующее: "То, что одним кажется маленьким, другим все равно покажется большим", и несмотря ни на что, провел церемонию так, как и планировалось заранее.
Вечер в канун Рождества большинство гонконгцев проводят с семьей за торжественным ужином или в многочисленных барах и ресторанах, приготовивших специальные меню и развлекательные программы.
"В моей семье есть и христиане, и буддисты, но все мы все равно собираемся за рождественским ужином", - говорит один из китайских студентов Holy Spirit Дональд Чан. "Просто христиане дарят друг другу подарки, а остальные приберегают их до китайского Нового года", - с улыбкой заключает он.
Торжественные службы совершили сегодня во всех гонконгских церквях. В некоторых из них прямая трансляция велась на специальные экраны, установленные на улице. Впрочем, сами верующие признают, что для большинства гонконгцев Рождество - это, скорее, светский, а не религиозный праздник. "Многие рассматривают рождественскую службу как десятиминутный перерыв между двумя бокалами пива, в Сочельник можно увидеть, как без пяти двенадцать люди неспешно идут к церкви из баров в Ланквайфоне (район, в котором расположено большинство питейных заведений Гонконга), а уже в пять минут первого быстрым шагом возвращаются обратно", - рассказал в интервью РИА "Новости" один из прихожан центрального гонконгского прихода Сэнт Джонс Ричард Чоу.