На Рождественских чтениях привели данные мониторинга ОРКСЭ
МБОУ "Гимназия им. В.А.Надькина"
На Рождественских чтениях привели данные мониторинга ОРКСЭ
 
 
 
На Рождественских чтениях привели данные мониторинга ОРКСЭ
МБОУ "Гимназия им. В.А.Надькина"

Рабочая программа, предшествующая официальному открытию Рождественских образовательных чтений, началась накануне в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя с Четвертой конференции учителей, преподающих Основы православной культуры (ОПК) в столичном регионе. С основным докладом на ней выступил ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Евгений Малеванов. Он познакомил собравшихся с результатами мониторинга преподавания Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в четвертых классах российских общеобразовательных средних школ, сообщает в понедельник "Благовест-инфо" со ссылкой на информацию "Церковного вестника".

По словам Малеванова, сейчас в России Основы православной культуры изучают 35% всех российских четвероклассников, и по статистическому весу в ОРКСЭ этот модуль занимает устойчивое второе место после Основ светской этики (43%). Причем в Центральном и Южном федеральном округах ОПК минувшей весной выбрали больше половины учащихся и их родителей.

"В прошлом году мы предприняли экспертизу 233 программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) в 101 образовательной организации 83 субъектов РФ, – рассказал Малеванов. – Увы, лишь 27% программ, действующих при Министерстве образования, методическим объединением признаны соответствующими требованиям качества. Три из каждых пяти программ вписываются в требования не в полной мере, а еще 14% просто недопустимы в области повышения квалификации". Эти данные хорошо коррелируют с результатами аналогичного исследования 742 рабочих программ различных модулей курса ОРКСЭ. Увы, лишь 28,4% из них рекомендованы экспертами к использованию, а при условии доработки – еще 50%.

Кроме того, в конце прошлого года по поручению министерства с целью изучения общественного мнения в отношении преподавания курса ОРКСЭ академия организовала социологический опрос. Его участники (школьники с родителями, учителя, представители школьной администрации, работники органов образования и представители традиционных российских конфессий) работали с семью анкетами, каждая из которых включала по 12 – 24 вопроса. "О полной свободе при выборе модуля говорят 93% респондентов, – замечает Евгений Малеванов, – в то время как 7% отмечают: на родительских собраниях им предлагались не все шесть, а от одного до трех модулей".

В числе отмеченных опрошенными положительных результатов введения курса ОРКСЭ докладчик назвал снижение конфликтности у учеников (между собой в классах, а также с родителями и со школьными работниками) и заинтересованность самих четвероклассников (95% из них довольны тем, как преподается предмет). Среди отрицательных моментов респонденты чаще всего называют дополнительную нагрузку на школьников, недостаточную методическую обеспеченность курса и отсутствие системы текущей консультационной поддержки учителей.

"Кроме того, каждый пятый опрошенный учитель и работник управлений образования отмечает, что ОРКСЭ приобщают детей к вере, – говорит Малеванов. – На наш взгляд, это тревожная тенденция, ведь курс преследует в первую очередь не миссионерскую цель, а знакомство школьников с культурой традиционных конфессий".