Объяснять истинную концепцию священной войны - джихада - мусульманской молодежи становится все труднее. Об этом говорит муфтий Рафи Усмани, один из самых высокопоставленных священнослужителей в Пакистане.
"Ситуация в Ираке, Афганистане и Палестине способствует радикализации молодых людей, - говорит он. - А рассерженного молодого человека контролировать невозможно". Другие видные исламские проповедники разделяют эту точку зрения.
Обстоятельства джихада
Муфтий Рафи Усмани возглавляет медресе Дарул улум Карачи, одну из самых уважаемых пакистанских религиозных школ.
"Ислам не позволяет убивать невинных мирных жителей и тех, кто не воюет, ни при каких обстоятельствах", - говорит он в интервью Би-би-си.
На просьбу объяснить концепцию джихада - так, как видят ее большинство мусульман - муфтий Усмани отвечает, что эта концепция описана в мельчайших деталях - как раз для того, чтобы не допустить неверного толкования.
"Для начала, джихад не возлагается на всех мусульман, а призыв к джихаду может прозвучать только при наличии очень четко оговоренных обстоятельств", - говорит он. Исламские теологи - улемы - согласны с тем, что предписания, объясняющие условия для джихада, и поведение людей, участвующих в священной войне, составляют самый базис, сердцевину всей доктрины.
По словам трех высших теологов, давших интервью Би-би-си, джихад может быть объявлен только при наличии следующих обстоятельств: если мусульманская община подвергается нападению, тогда джихад обязателен для всех мусульман этой общины, как мужчин, так и женщин; если эта община чувствует, что не может справиться с нападающими своими силами, тогда джихад возлагается на мусульман, живущих в соседних общинах; если к джихаду призывает мусульманский правитель страны, тогда к джихаду должны присоединиться все мусульмане, живущие в подчинении у этого правителя.
Джихад "необязателен"
Но, по словам муфтия Усмани, даже в этих условиях джихад обязателен лишь для того количества мусульман, которое требуется для защиты общины от нападения.
"Если на Пакистан нападут, но его армии достаточно для того, чтобы справиться с угрозой, тогда пакистанские мирные жители не обязаны присоединяться к джихаду", - объясняет он. Второй принцип связан с поведением тех, кто ведет священную войну.
Ни при каких условиях, сказали трое улемов, мусульманам не разрешается нападать на женщин, детей, стариков, а также на смиренных, больных и молящихся.
Мусульманские боевики утверждают, что если в борьбе гибнут невинные мусульмане, то и мусульманам в ответ дозволено убивать невиновных.
Священнослужители, однако, с подобным представлением в корне не согласны: они говорят, что ислам не позволяет мусульманам отвечать на "ошибку" другой ошибкой.
"Ислам совершенно ясно высказывается по этому вопросу. Два греха не перерастают в добродетель, - говорит муфтий Усмани. - Если они считают, что США или Великобритания убивают невинных мирных людей в Ираке или Афганистане, это не дает им права убивать невинных жителей Лондона или Нью-Йорка".
Исполнение долга
Доктор Сикандер, руководитель школы Джамия Бинория в Карачи, говорит, что ислам ясно ограничивает свободу действий мусульман, если они не согласны с внешней политикой той страны, в которой живут.
Из Джамия Бинории, говорят, вышло несколько студентов, которые затем примкнули к боевикам. Маулана Масуд Ажар, основатель запрещенной группировки "Джаиш-э-Мохаммед", тоже, по слухам, посещал эту медресе.
Доктор Сикандер говорит, что если мусульманин чувствует, что страна, в которой он живет, поступает неправильно, тогда он может уехать из этой страны.
"Если иракцы, живущие в Лондоне, рассержены ролью Британии в том, что происходит в Ираке, тогда они должны поехать в Ирак и там воевать против коалиционных сил, - говорит он. - Ничто не дает им права наносить удары по невинным мирным жителям Великобритании". Пакистанские священнослужители говорят, что доктрина джихада вышла из исламского понятия исполнения долга.
"Когда мусульманин посещает западную страну или живет там, тогда он связан своего рода договорным обязательством подчиняться закону этой страны, - объясняет муфтий Усмани. - Ислам так жестко относится к исполнению долга, что долг не может быть отменен в одностороннем порядке даже в военное время".
Муфтий Акрам Кашмири, глава школы Джамия Ашрафия в Лахоре, студенты которой дорастают до самых высоких постов в разных исламских странах, говорит, что в существующих обстоятельствах улемам чрезвычайно сложно донести свое учение до разочаровывающейся мусульманской молодежи.
"Рассерженного молодого мусульманина эта доктрина уже не устраивает, - говорит он. - Поэтому они обходят всех улемов - и тех, заслуги которых сомнительны, - и испрашивают религиозных санкций, которые позволили бы им справиться с растущей в них самих волной гнева".
Эти улемы убеждены, что решение проблемы терроризма уже в мусульманском мире и не в мусульманских теологах.
Запад, говорят они, должен искать решение всех конфликтов, в которых задействован мусульманский мир, и выкорчевывать корни, из которых терроризм произрастает по всему миру.