На логотипе фестиваля буква "о" в слове "террор" служит рамкой для изображения силуэта человека, раскинувшего руки, как на распятии. Чуть пониже серп и арбалет, скрещенные наподобие серпа и молота советской эпохи, а также подпись: "Церковь святого коммуни
Архив NEWSru.ru
На логотипе фестиваля буква "о" в слове "террор" служит рамкой для изображения силуэта человека, раскинувшего руки, как на распятии. Чуть пониже серп и арбалет, скрещенные наподобие серпа и молота советской эпохи, а также подпись: "Церковь святого коммуни
 
 
 
На логотипе фестиваля буква "о" в слове "террор" служит рамкой для изображения силуэта человека, раскинувшего руки, как на распятии. Чуть пониже серп и арбалет, скрещенные наподобие серпа и молота советской эпохи, а также подпись: "Церковь святого коммуни
Архив NEWSru.ru

Художественному фестивалю "Террор Инкогнито-2", организованному в середине апреля в Архангельске одной из молодежных организаций, пришлось снять расклеенные афиши. Такое решение администрация этого северного российского города приняла под давлением главы местной епархии Русской православной церкви епископа Тихона. По его мнению, афиши содержали "кощунственные инсинуации относительно символа распятия Господа Иисуса Христа". Сайты Newsru com и Мир религий уже сообщали об этом. Сегодня архангельский инцидент привлек внимание французской Le Mond (перевод материала на сайте InoPressa.ru), которая, обобщая факты последних лет, отмечает, что в России наблюдаются явления, которые, по мнению Le Monde, могут свидетельствовать о возникновении зачатков духовной цензуры.

На логотипе фестиваля буква "о" в слове "террор" служит рамкой для изображения силуэта человека, раскинувшего руки, как на распятии. Чуть пониже серп и арбалет, скрещенные наподобие серпа и молота советской эпохи, а также подпись: "Церковь святого коммунизма". Ниже видны буквы ЛСД – аббревиатура названия ассоциации музыкантов и художников, организовавших фестиваль – "Левостороннее движение".

Епископ Тихон обратился с письмами к мэру Архангельска, к губернатору области, в ФСБ и генеральную прокуратуру, потребовав удалить плакаты с улиц и возбудить уголовное дело по факту пропаганды наркотиков. Он также потребовал, чтобы художнику Артему Сметанину, автору "Террора", было запрещено использовать религиозную символику.

Об этом скандале российская газета "Известия" сообщила в статье под заголовком "Православная церковь запретила фестиваль молодежи". На вопрос газеты о причинах, по которым местные власти не только сняли афиши, но и пригрозили запретить сам фестиваль, мэр Архангельска Александр Донской смущенно ответил: "Так епископ Тихон считает их сатанистами..."

Эта цензура привлекает внимание: впервые Православная церковь опирается на недавно принятое судебное решение, которое, видимо, уже стало правовым прецедентом. 28 марта один из московских судов приговорил директора Центра имени Сахарова Юрия Самодурова и его помощницу к штрафу в 100 тысяч рублей за "разжигание религиозной и межнациональной розни". Вердикт такого рода стал первым в постсоветской России, отмечает французская газета.

Суд вменил в вину руководителям Центра имени Сахарова организацию в январе 2004 года художественной экспозиции под названием "Осторожно, религия!". На ней были выставлены работы, в которых обыгрывались изображения икон, Христа и распятия. На одной из картин Иисус был изображен перед логотипом "Кока-колы" с надписью: "Сие есть кровь моя". Экспозиция была разгромлена группой православных радикалов из движения "За нравственное возрождение Отечества". Прокуратура возбудила уголовное дело по запросу группы националистически настроенных депутатов Думы из партии "Родина". Прокурор требовал для организаторов выставки наказания в виде трех лет лишения свободы.

Еще двадцать лет назад горбачевская гласность раскрепостила живопись, кино, музыку, положив конец длительному коммунистическому периоду, в течение которого люди творчества были вынуждены выражать себя подпольно – на частных квартирах или на пустырях. Уж не возрождается ли в России цензура? Вопрос не праздный, так как аналогичных примеров становится все больше.

Парадокс в том, что атмосфера цензуры устанавливается в стране в тот момент, когда художественная жизнь в России характеризуется безумной открытостью. Так, в январе публике на первой Московской биеннале современного искусства впервые были показаны произведения русского "андеграунда" коммунистических лет.

Давление на художников исходит не от идеологии правящей партии, а от Православной церкви, которая претендует на активную роль в обществе. Ее в этом поддерживают сочувствующие ей органы юстиции и националистические круги, приобретающие в стране все большее влияние.

24 марта перед зданием Большого театра в Москве молодые активисты пропутинской организации "Идущие вместе", созданной по инициативе некоторых членов президентской администрации, охотно позировали перед журналистами. Они держали в руках плакаты, осуждавшие за "порнографию" оперу "Дети Розенталя" на либретто писателя Владимира Сорокина, премьера которой должна была состояться в тот день в театре. Рядом с активистами находились и националистические депутаты.

Не имеющая ничего общего с порнографией, опера представляла собой фантасмагорический рассказ о группе композиторов – Моцарте, Вагнере, Верди, Чайковском и Мусоргском, – помешенных в российские реалии 90-х годов.

Однако Сорокин, писатель, который имеет в России репутацию провокатора, уже имел неприятности с молодыми сторонниками Путина в 2002 году. Начиная кампанию в поддержку "патриотической" литературы, они организовали в центре Москвы акцию, во время которой книги Сорокина выкидывались в макет туалета и поливались водой (имеется в виду акция, организованная "Идущими вместе" – прим. ред.). В день премьеры "Детей Розенталя" рядом с "Идущими" были и члены военизированной фашиствующей организации в армейских ботинках и черных куртках с эмблемами в виде имперского двуглавого орла и православного креста.

31 марта в Москве сильное недовольство традиционалистских православных кругов вызвал балет. Держа плакаты с надписями "Руки прочь от русских святых" и "Анафема богохульному балету", члены Союза православных хоругвеносцев протестовали против балета "Распутин", в котором знаменитый старец танцевал рядом с Николаем II. Мысль о том, что последний царь, в 1998 году причисленный Православной церковью к лику святых, может совершать па в балетном трико, возмутила этих радикалов.

Иерархи Православной церкви занимают в отношении подобных манифестаций двойственную позицию. Они не осудили балет "Распутин", но и не попытались помешать действиям традиционалистов. Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что изображение Николая II в художественных произведениях "возможно, но важно, чтобы эти произведения не носили кощунственного характера". Зато вердикт в отношении директора Центра имени Сахарова православные иерархи приветствовали.

В стране, где после десятилетий "социалистического реализма" понятие "современное искусство" остается относительно новым и где получил развитие известный религиозный конформизм, связанный с растущим влиянием Церкви, организованная Центром Сахарова экспозиция "Осторожно, религия!" шокировала не только представителей националистических кругов.

"Для меня икона – это святое, это то, то нельзя использовать в целях провокации", – говорит молодая москвичка, которая считает себя демократкой и осуждает авторитарные тенденции российского режима. "Хочу подчеркнуть, что выставка называлась "Осторожно, религия!", а не "Осторожно, ислам!" – заметила ведущая радиостанции "Эхо Москвы", возмущенная инициативой организаторов. По ее мнению, они просто попытались привлечь к себе внимание "для получения грантов", заключает Le Monde.