Свято-Филаретовский институт и Гуманитарный университет Екатеринбурга провели скайп-мост, посвященный диалогу Церкви и общества
sfi.ru
Свято-Филаретовский институт и Гуманитарный университет Екатеринбурга провели скайп-мост, посвященный диалогу Церкви и общества
 
 
 
Свято-Филаретовский институт и Гуманитарный университет Екатеринбурга провели скайп-мост, посвященный диалогу Церкви и общества
sfi.ru

Московский Свято-Филаретовский православно-христианский институт (СФИ) и Гуманитарный университет Екатеринбурга (ГУ) провели скайп-мост, посвященный диалогу Церкви и общества в современной России.

В разговоре наряду с представителями обоих вузов приняли участие сотрудники Уральского отделения РАН, РГГУ и Екатеринбургской духовной семинарии, сообщается в пресс-релизе Информационной службы СФИ.

"Сегодня в обществе ощущается усталость от бесконечного релятивизма и стеба", - сказала профессор ГУ Галина Брандт. Она отметила, что на тоску по свежему воздуху, по подлинности скорее отвечает театр, когда ставит духовно острые проблемы, касающиеся, к примеру, отцовства, преступления, надежды. Однако человек, переступающий порог храма, с постановкой таких вопросов не сталкивается.

Проректор ГУ по науке Людмила Мясникова призналась, что не встречает в Церкви радости, внимания к "инаковости" людей, не ощущает пространства, в котором становилась бы ясно различимой граница между ложью и истиной, красотой и безобразием.

Парадокс в том, что в диалоге по вопросам духовной жизни Церковь часто оказывается в маргинальном положении. Причем, как отметила главный научный сотрудник Уральского отделения Российской академии наук Елена Степанова, зачастую Церковь сама ищет места "на обочине", уходит от неудобных вопросов и вызовов современности в "гетто". Так, недавно дискутировавшийся закон о защите чувств верующих выглядит как их претензия на особый статус.

"Установление диалога связано с различением подлинного и неподлинного", - считает ректор СФИ священник Георгий Кочетков. "В области общественных отношений есть множество симулякров, фальшивок, которые уводят от общения. Пока еще мы живем в постсоветском пространстве, в котором множество кривых зеркал. Общество видит Церковь совершенно криво. То, что оно видит в церкви, - это еще не Церковь", - считает он.

Оппозиция подлинного и неподлинного пронизывает существо Церкви, сама Церковь ставит эту проблему в центр своего бытия, сказал заведующий кафедрой богословия и литургики СФИ Давид Гзгзян. Именно с подлинностью связано наличие в Церкви созидательной энергии.

Вопрос о защите чувств верующих, как и "кампания вокруг барышень из ХХС" (имеется в виду скандал с участием группы Pussy Riot. - Прим. ред.), вообще не имеет религиозного содержания. Это и есть подделки, которые говорят лишь о различных тенденциях и интересах в нашем обществе и о его бурной реакции на неуклюжие ответные высказывания отдельных церковных деятелей. Сама же Церковь молчит об этом, потому что и так всем все ясно, считает Георгий Кочетков.

Проблема в том, что сегодня, как и в советское время, голос Церкви не звучит и по более важным, собственно духовным вопросам, убежден ректор СФИ. Церкви, как и обществу, еще предстоит обрести свое лицо и свой голос. Здесь гуманитарная наука может сыграть огромную положительную роль.

Говоря о проблемах современного общества, ректор ГУ Лев Закс указал на кризис личной ответственности, моральной культуры и социальности как способности к внятному общению и кооперации. "Неизжитые негативы прошлого братаются с современными. Достоинства прошлой цивилизации исчезают, корежатся, испытывают ущерб, а качества новой проявляют себя крайне извращенно", - сказал он.

Лев Закс считает, что Церковь, возвращаясь после трагического исторического провала XX века в цивилизационный ряд, обращается к обществу на непонятном языке, "в плюсквамперфекте", и с трудом успевает за быстро меняющимся миром.

Хотя внешние церковные структуры часто отстают и выглядят маргинальными, подлинное обновление нигде не происходит быстрее, чем в Церкви, возразил Георгий Кочетков. "Ведь это обновление связано с обновлением личности, а личность может возродиться в один миг. Скорость - это намек на чудо, на возможность не где-то за облаками, а здесь обрести те качества, о которых ты только мечтал или которые ты видел на примерах других. Проблемы начинаются при социализации этих качеств. Нам хочется, чтобы Церковь могла здесь показать пример, но чтобы и в нашем обществе было это же обновление".

Языка, который был бы заведомо понятен и Церкви, и обществу, не существует, уверен заведующий кафедрой философии СФИ Григорий Гутнер. Ведь Церковь так же неоднородна, как общество. Общий язык вырабатывается внутри небольших сообществ, и важно нащупать темы для разговора, понять предмет общей озабоченности. В данном случае это личность, подлинность. Нужно достигать в этом диалоге цели, чтобы в нем выявлялась эта подлинность. Конструктивнее говорить не о Церкви и обществе, а лично о себе.

Когда мы говорим о диалоге Церкви и общества, то искусственно отделяем одно от другого, согласна Елена Степанова. Никакой стены между ними нет: они состоят из одних и тех же людей. Многие воспринимают Церковь как "заповедник сакральности" (должно же быть в мире что-то стабильное!) и возлагают на нее ложные ожидания, на которые она не может и не должна ответить. "Диалог, подобный сегодняшнему, как и явление православных братств, дает возможность избежать ожидания "больших вещей" и перейти на локальный уровень простого разговора, который дает подлинную перспективу", - отметила она.

Представители двух вузов решили, что начатый общий разговор стоит продолжить.