Проблему алкоголизма  административными методами не решить, считают религиозные лидеры России
Архив NEWSru.ru
Проблему алкоголизма  административными методами не решить, считают религиозные лидеры России
 
 
 
Проблему алкоголизма административными методами не решить, считают религиозные лидеры России
Архив NEWSru.ru

В Москве при поддержке Комитета по охране здоровья Государственной Думы РФ состоялась Всероссийская конференция "Концепция алкогольной политики России: проблемы эффективного государственного регулирования". То, что в описании целей данного мероприятия на кабинетном языке звучит как "обсуждение основных проблем государственной алкогольной политики и подходов по их решению", превратило жизни миллионов людей в ад. Если представить, что за каждой приведенной ниже цифрой стоит реальный человек и его семья, то вызванное пьянством бедствие обретает масштабы всенародной трагедии, которая когда-то пряталась за оптимистичной партийной риторикой, теперь же искусно маскируется рекламным гламуром.

В России 2 миллионам 369 тысячам человек поставлен медицинский диагноз "алкоголизм" (конечно же, добрая половина крепко пьющих людей в эти сводки врачей не попала). С 2000 года заболеваемость алкоголизмом выросла более чем на 14 %, но самое печальное, что алкоголизация общества за последние годы очень сильно "помолодела" - сегодня из каждых 100 тысяч подростков (до 14 лет) 17 уже отмечены диагнозом "алкоголизм".

Государство, как бы оно не заявляло о своей готовности бороться с таким явлением, как пьянство, конечно же, лукавит. Избавься даже 5 – 10 % россиян от пристрастия к окаянной (не говоря уже о том, чтобы пить перестала половина населения страны или, не приведи Господь, все россияне) и бюджет великой державы даст течь. Понятно, что государство не заинтересовано в повальной деградации народа от крайних форм алкоголизма, ему выгоднее, чтобы рабсила пила умеренно, "культурно", но при этом экономический интерес требует, чтобы пили все. Поэтому любые организованные властью мероприятия то ли по "регулированию" алкоголизма, то ли по борьбе с ним, всегда будут фарсом и никаких реальных плодов не принесут.

Естественно, не поможет миллионам больных алкоголизмом людей и государственная медицина. Да и как она может помочь, если среди самих врачей-невропатологов есть не только умеренно пьющие, но и алкоголики. Сам взгляд на эту проблему у современного человечества, мягко говоря, довольно странен. Делая различие между "культурным выпиванием", пьянством и алкоголизмом, мы даем индульгенцию на употребление спиртного, лукаво умалчивая, что даже в меру, но постоянно выпивающий человек, становится зависимым от алкоголя. Просто его болезнь пока находится на ранней, даже медициной еще не выявленной стадии.

Последним прибежищем совершенно обессиленных зеленым змием людей часто становится, пожалуй, только религия, которая способна излечивать даже безнадежных с точки зрения медицины алкоголиков и наркоманов. Впрочем, как известно, не все конфессии сегодня могут похвастаться тем, что их паства соблюдает приличествующую верующему человеку трезвость. Да и у определенной части религиозных лидеров требование к чадам Божьим не очень высоки.

Корреспондент сайта "Мир религий" обратился к российским деятелям пяти мировых религий с вопросами о том, что является причиной алкоголизма и можно ли его победить административными методами, а также попросил рассказать, в каких отношениях с хмельными напитками находится их духовная традиция.

Секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества Михаил Дудко: у нас нет категорического запрета на вино, у нас есть запрет на пьянство Если говорить о самых глубинных причинах алкоголизма, то они лежат в мистической, духовной области. Алкоголик не в состоянии молиться, как следует, не в состоянии вести святую праведную жизнь. Более того, в священном писании сказано, что пьяница Царства Божьего не наследует. Поэтому Дух злобы прилагает все усилия, чтобы человек был одержим этой страстью винопития. Разумеется, пьянство имеет причины социальные, личностные, но все они, на мой взгляд, второстепенны.

Вне всякого сомнения, административными методами проблему греха – а алкоголизм, вне сомнения, это грех, – невозможно. Грех или отказ от него – это каждый раз личный выбор каждого из нас. Разумеется, можно помочь человеку сделать тот или иной выбор, и тут важны, конечно, и конференции, и медицинская помощь, и консультации психологов, и помощь семьи, и особенно людей, которые имели похожие проблемы в прошлом. Все это очень важно. Но каждый раз, решение – пойти по пути греха или отказаться от него, – будет принимать сам человек, когда он остается наедине с самим собой и наедине с Богом.

Важную роль в преодолении этой болезни способна сыграть также Церковь, духовник, который может помочь человеку сделать нужный выбор. Но этот выбор, к сожалению, или к счастью, не делается раз и навсегда. Он происходит каждый раз, когда у человека появляется возможность нарушить волю Божью, нарушить заповеди и скатиться в пучину беззакония. И этот выбор мы делаем каждый день и каждый час, это дело всей жизни – речь не только об алкоголизме, но и о других пороках. Само по себе вино в христианской культуре, это очень высокий символ. Недаром во время причастия, мы принимаем кровь Христову под видом вина. Мы знаем практику древних вечерь любви, на которых тоже употреблялось вино. Мы помним о том, что Христос совершал тайную вечерю, и во время нее на столе тоже было вино. У нас нет категорического запрета на вино, у нас есть запрет на пьянство. Есть мера, которую никто не должен переступать, существуют указания, сколько можно выпить вина в тот или иной праздник. Эта мера строго установлена даже для монахов.

Генеральный секретарь Конференции католических епископов России Игорь Ковалевский: католическая Церковь не вводит сухого закона для своих верующих, мы призываем быть благоразумными и употреблять спиртное в соответствии с мерой

Исключительно административными методами проблему алкоголизма решить, думаю, нельзя, хотя использовать административный ресурс все же нужно. Необходимо, прежде всего, обратить внимание на нравственное измерение данной проблемы.

Причины алкоголизма могут быть самыми разными. Важно, все-таки провести различие между пьянством и алкоголизмом. Алкоголизм – серьезное заболевание, здесь нужна комплексная терапия. Причем в этой терапии большую роль могут сыграть религиозные организации. Католическая Церковь, например, имеет в этой сфере определенный опыт в работе с людьми, которые страдают алкогольной зависимостью. Если же говорить о пьянстве, то это, прежде всего, порок социальный и нравственный. И здесь административный ресурс может быть полезен для искоренения этого порока.

Есть замечательная греческая пословица: "Вино – хорошее, плохая голова". Католическая церковь не вводит сухого закона для своих верующих, мы призываем быть благоразумными и употреблять спиртное в соответствии с мерой. Понятно, что она для каждого конкретного человека весьма индивидуальна. Естественно, недопустимо употреблять спиртное тем, кто склонен к алкоголизму. Мы также призываем ограничить или вовсе отказаться от употребления спиртного во время Великого Поста. Этот призыв Церкви направлен на благо человека, но о полном исключении спиртного из жизни человека у нас речь не идет, вино – это дар Божий и как каждым даром им нужно пользоваться правильно.

Председатель Российского Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской (пятидесятники) Сергей Ряховский: наша проповедь должна быть современной, понятной молодым мужчинам и женщинам, которые сидят на игле или беспробудно пьют

Алкоголизм, как и наркомания, имеет, к сожалению, не только социальные причины, на которые пытаются списать эту нашу общую беду. В России всегда были социальные проблемы, но на Западе, где материальный уровень жизни намного благополучнее, существуют те же проблемы: наркомания, аборты, демографический кризис. Значит, дело в другом.

Как человек церковный, я считаю, что весь комплекс этих проблем, включая и алкоголизм, это вызов, который сегодня брошен секулярным миром Церкви, религии в целом. Светское общество, которое и рождает все эти беды, ждет, что на это сегодня ответят верующие и священники? В России же социальная ситуация особенно плачевная, и это должно нас всех сплотить, а не развести по разные стороны баррикад в попытке решить, какая религия более главная. Объединиться должны не только различные религиозные организации, но все здоровые силы общества, и тогда мы сможем преодолеть пьянство и наркоманию. Я не хочу употреблять слово "борьба", мы уже много с чем боролись, это должно быть именно всеобщее преодоление тяжелой общественной болезни, помощь, просветительская деятельность, проповедь святости и нравственных ценностей, поддержка тех, кто стал жертвой алкоголя или наркотиков. Наша проповедь должна быть современной, понятной молодым мужчинам и женщинам, которые сидят на игле или беспробудно пьют.

Если же мы будем пытаться решать эту проблему только административными методами, которые, конечно же, отчасти необходимы, то затронем только ее вершки, но корень останется. Нужно дать возможность помочь в решении этой проблемы людям религиозным, высоконравственным, пример должны дать, в первую очередь, священники и верующие. Без позитивного примера современного, живого человека, в котором жизнь бьют ключом и который живет в согласии с нравственными ценностями, мы с этой бедой не справимся. Опыт нелюдимых затворников, погрузившихся только в себя, для молодежи не будет убедительным. Скоро должно состояться заседание Совета при президенте, где как раз и будут решаться вопросы социального партнерства государства, бизнеса и Церкви. Речь идет о том, чтобы дать возможность Церкви реализовать себя в социальной сфере.

Если же говорить об отношении пятидесятников к алкоголю, то кому-то может показаться, что мы чуть-чуть перебарщиваем, но у нас есть такое понятие, как сухой закон. Нравится это кому-то, или не нравится, но в России у нас огромное количество центров реабилитации наркоманов и алкоголиков. Людям, которые избавляются от наркотической или алкогольной зависимости, нельзя говорить, что став христианами, они смогут немножко выпивать, потому что этим мы их толкаем на тот же пьяный путь. Так что наша позиция очень четкая – мы против употребления спиртных напитков.

Заведующий отделом науки Духовного управления мусульман Европейской части России Фарид Асадуллин: похмельный синдром в поступках и делах многих августейших особ и государственных мужей, есть Каинова печать России

Пристрастие к спиртному – сугубо российская традиция, которая берет начало с очень давних времен и, по большому счету, вопрос, почему люди пьют, нужно адресовать князю Владимиру, которого сейчас уже не воскресишь. Это он в свое время сделал выбор. Когда ему предлагали разные религии и булгарские пастыри стали рассказывать о преимуществах ислама, то он ответил, что "по Руси есть веселье пить, не может без того быть".

Традиции этой народной утехи не смогли положить конец ни суровые церковные законы, ни всем известные партийные алкогольные меры – увы, отношение русского человека к алкоголю так и не изменилось. Кроме того, я считаю, что похмельный синдром в поступках и делах многих августейших особ и государственных мужей, есть та Каинова печать России, которая долгие годы и столетия мешала и мешает реализовать нашему государству свой огромный человеческий потенциал и занять достойное место под солнцем истории.

Конечно, никто не пойдет на то, чтобы объявлять сухой закон, но в любом случае какие-то разумные пределы в отношении алкоголя должны быть. Например, в США существует запрет на употребление даже пива в присутственных местах молодыми людям до двадцати лет. В первую очередь, нужно держать под строгим контролем те торговые точки, где продается алкоголь.

Исламские каноны запрещают человеку употреблять все, что может вызвать какую-то алкогольную интоксикацию – это касается и спиртных напитков, и наркотиков. Я думаю, что исламский опыт в этом смысле очень полезен, но он, к сожалению, не востребован. Ислам своим примером уже помогает многим людям справиться с пристрастием к алкоголю, по крайней мере, те, кто серьезно относятся к религии, ограничивают употребление алкоголя.

К сожалению, в исламе не все строго придерживаются этого запрета на спиртное, он носит безусловный характер лишь для верующей, укорененной в религию части мусульман. Многие же этнические мусульмане находятся лишь на пути к истинной вере и, что там греха таить, выпивают, особенно в регионах.

Председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) раввин Зиновий Коган: в иудаизме пить не возбраняется, даже наоборот, чтобы отделить будни от праздников, человек должен немного выпить

Я полагаю, что пьянство – это беда нашего безбожия. Каждая трапез должна быть для человека жертвоприношением. Мы должны относиться к еде и питью, как к спасению жизни, ее освещению. Не зря ведь существует традиция тостов, у нас это традиция благословения. То есть к вину человек прикасается для освящения жизни, а не для того, чтобы напиться. Напиваться – это грех. И мы должны это объяснять людям. Нельзя запретить пить, в истории, как мы все помним, были уже такие прецеденты, но они не принесли ожидаемых результатов.

Впрочем, есть духовные традиции, например, мусульмане, которые прекрасно обходятся бес спиртного. Это не в последнюю очередь способствует тому, что у них сильные многодетные семьи, так что нам всем есть чему поучиться у мусульман. Но если даже люди не способны совсем отказаться от алкоголя, то должна быть культура его употребления. Человек всегда должен быть трезвым, выпить – это не значить пьянеть, в этом деле, как ни в каком другом нужно знать меру. Естественно, что никакие запреты эту проблему не решат, люди будут пить суррогат.

Сегодня, на мой взгляд, в России создаются условия для культурного потребления спиртного. У людей появилась возможность заниматься бизнесом и теперь уже меньше увидишь на улицах пьяных молодых людей, сейчас это уже нонсенс. Но когда-то у нас это было правилом, все от безысходности пили, алкоголиков все жалели. Однако, если у человека есть дело, или даже если у него есть машина, то он уже лишний раз в рюмку не заглянет – за руль пьяным не сядешь. Нужно создавать нормальные условия для жизни, строить коттеджи, дороги, делать автомобили – если каждый будет ездить на машине, то ему некогда будет пить.

В иудаизме пить не возбраняется, даже наоборот, чтобы отделить будни от праздников, человек должен немного выпить. Речь в данном случае идет о бокале хорошего вина, которое взрослый человек выпивает с благословением.

Постоянный представитель Буддийской традиционной Сангхи России в Москве Санжай-лама: люди, традиционно относящиеся к буддизму, пить не должны, но, к сожалению, в тех регионах, где проживают буддисты, пьянство также распространено

Люди пьют, прежде всего, из-за своей слабости, не выдерживая негативных обстоятельств жизни. Далеко не каждый способен вынести бремя житейских проблем, которые выпадают на долю россиян. В свое время мы жили в условиях планового хозяйства, все обязательно работали, а теперь в регионах многие люди остаются без работы, там происходит массовая деградация – алкоголь, наркотики употребляются все больше и больше. Поэтому людям, прежде всего, нужно дать работу, при этом нормально оплачиваемую. Для того, чтобы решать проблемы алкоголизма, необходим комплексный подход, как духовный, так и социально-экономический. Нужно решить много вопросов, накопившихся в различных сферах, особенно в семейной жизни, в образовании. Сейчас ведь в стране очень много беспризорников, поэтому работать в этой сфере всем предстоит много.

Мы пытаемся эту проблему решать, проводим самые различные мероприятия, привлекаем молодежь к здоровому образу жизни, организовываем спортивные соревнования – скачки, соревнования по борьбе и т.д., поощряем победителей призами.

Люди пьют независимо от формальной принадлежности к той или иной конфессии или религии. Люди, традиционно относящиеся к буддизму, пить не должны, но, к сожалению, в тех регионах, где проживают буддисты, пьянство также распространено. Миряне ведь духовной практикой не занимаются, но те, кто идет по пути духовного самосовершенствования, алкоголь не употребляют. Он, как и наркотики, одурманивает сознание и последствия этого воздействия, как известно, бывают самые печальные.

Президент Центра обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР) Бхакти Вигьяна Госвами: корень это проблемы можно вырвать, только сделав человека счастливым здесь и сейчас, избавив его от необходимости прибегать к каким-то искусственным средствам поиска радости

Единственной причиной алкоголизма, как и любой другой формы наркозависимости, являются страдания, которые испытывает человек. Прибегая к помощи спиртного или наркотиков, люди пытаются таким суррогатным способом эти страдания возместить. В конечном счете, они пьют и употребляют наркотики, потому что не находят счастья в этом мире и не видят смысла в жизни. Одурманивая себя тем или иным способом, человек пытается забыть об угнетаемой его бессмысленности, абсурдности существования.

Разумеется, проблему алкоголизма только лишь административными методами не решить, что подтверждается огромным историческим опытом – когда в России всякий раз пытались ввести какое-то подобие сухого закона, то это лишь увеличивало доходы тех, кто производил спиртное нелегально. Безусловно, должны существовать жесткие ограничения на рекламу спиртного, в противостоянии пьянству и наркомании обществу должны помогать СМИ. Но, поскольку корни этой проблемы лежат гораздо глубже, нежели внешние, видимые социальные факторы – бедность, безработица и т.д., – то решить ее можно, только дав людям смысл жизни. Корень это проблемы можно вырвать, только сделав человека счастливым здесь и сейчас, избавив его от необходимости прибегать к каким-то искусственным средствам поиска радости. Это возможно лишь в том случае, если человек обретает высокую цель. Самой же достойной целью в жизни человека может быть только возвращение к Богу – то, что обязана давать людям религия. Она должна делать нас счастливее, помогая понять, как нужно жить, чтобы достигнуть своего высокого предназначения – вернуться в Царство Бога.

У нашей религиозной традиции нет никаких отношений со спиртным, любые формы наркотического опьянения запрещены людям, которые хотят практиковать тот или иной вид йоги, ту или иную форму духовной практики. Духовная практика, к какой бы религиозной традиции она не принадлежала, не совместима с алкоголем или с любыми наркотиками, которые затмевают разум, тогда как для молитвы, для обращения к Господу нужна полная ясность сознания.