Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) не возражает против передачи иконы Торопецкой Божией Матери из фондов Государственного Русского музея в храм Александра Невского, недавно построенный в коттеджном поселке в Московской области, сообщает радио "Эхо Москвы". Икона, датировка которой относится к XII-XIV векам, является одним из старейших памятников русской иконописи.
Эксперты Росохранкультуры оценили условия, в которых будет находиться икона, и признали их соответствующими всем требованиям, заявил радиостанции руководитель ведомства Александр Кибовский.
Как уже сообщалось, решение о временной передаче иконы в Церковь Александра Невского приняло Министерство культуры.
Между тем, отмечает "Эхо Москвы", реставраторы утверждают, что икона может осыпаться в любой момент. Для ее сохранности нужен особый температурно-влажностный режим. Именно по этой причине работники Русского музея ранее отказывались вернуть икону в Торопецкий собор, где она находилась, начиная с XVII века.
В самом музее говорят, что вопрос о передаче иконы может решиться к завтрашнему дню. Специалистам предстоит определить, можно ли транспортировать икону. В Русском музее подтвердили, что распоряжение Минкульта о передаче образа получено.
Между тем, газета "Коммерсант" пояснила сегодня, что связывает древнюю икону с храмом Александра Невского, только что построенным в коттеджном поселке "Княжье озеро" Истринского района Московской области. Дело в том, что президент строительной компании "Сапсан", реализующей элитный проект "Княжье озеро", и благотворитель реставрируемого Корсунско-Богородицкого собора в Торопце, где до 20-х годов прошлого века находилась икона, - один и тот же человек.
Распоряжение начать подготовку к временной передаче иконы из фондов музея в храм подписано директором департамента культурного наследия и изобразительного искусства Минкультуры РФ Рамазаном Колоевым. Основанием для такого решения стало письмо Патриарха министру культуры Александру Авдееву. Пресс-секретарь Минкультуры Наталия Уварова подтвердила это решение, добавив: "О сроках нахождения иконы вне Русского музея говорить пока рано, потому что необходимо соблюсти все условия ее транспортировки, хранения и прочие".
"Богоматерь Одигитрия", которую называют иногда "Эфесской", "Полоцкой", "Корсунской" или "Торопецкой" - одна из самых старых икон в собрании ГРМ. Ее появление относят к XII-XIV векам, иконы такого времени в музеях мира наперечет, отмечает "Коммерсант". Специалисты ГРМ считают, что древний образ XII века был некогда утрачен и в XIV заменен новым, написанным псковским мастером, что не делает икону менее уникальной.
В настоящий момент сохранность "Богоматери Одигитрии" критическая, согласно заключению реставраторов, "грунт хрупкий, его связь с красочным слоем и паволокой ослаблена": это значит, что образ в любой момент может осыпаться. В Русском музее из-за этого икону даже не показывают в экспозиции.
Икону "Богоматерь Одигитрия" одни ученые датируют XII веком и приписывают византийскому мастеру, другие - началом XIV века и считают, что ее написал русский, псковский мастер. История образа начинается в середине XII века, когда княжна Ефросинья Полоцкая основала в Полоцке два Богородичных монастыря и для них из Эфеса привезли икону Божией Матери.
С момента захвата Полоцка войсками Стефана Батория в 1579 году икона пропадает из поля зрения историков и появляется в XVII веке в городе Торопец, в Корсунско-Богородицком соборе. Там она находилась до 1920-х годов, когда собор был закрыт, а икона оказалась в местном краеведческом музее. В 1930 году икону передали на постоянное хранение в Государственный Русский музей, но к этому времени живопись на оборотной стороне полностью осыпалась, и только по описаниям известно, что там был Николай Чудотворец.
В течение последних лет община Корсунско-Богородицкого собора в Торопце, который постепенно восстанавливается на деньги верующих, много раз обращалась к властям с просьбой вернуть икону Богоматери, но положительного ответа не получала. Еще позавчера заместитель начальника отдела музеев Минкульта Владимир Фомин сказал "Коммерсанту", что эта редчайшая икона находится в очень сложном реставрационном состоянии и требует соответствующего "температурного, влажностного и светового режима", который в данный момент торопецкий собор обеспечить ей не может.
На следующий же день директор департамента культурного наследия Минкульта Рамазан Колоев направил в Государственный Русский музей бумагу, в которой сообщил, что Минкульт считает передачу иконы возможной и просит в оперативном порядке проинформировать, кто из представителей музея будет участвовать в комиссии по передаче иконы храму.
Правда, икону предлагается передать вовсе не в торопецкий Корсунско-Богородицкий собор, где икона пробыла три века, и не в Полоцкий монастырь, для которого ее создавали, а в современный храм Святого Александра Невского, расположенный в элитном коттеджном поселке "Княжье озеро" в Истринском районе Подмосковья на 24-м километре Новорижского шоссе.
Реализацию проекта компания "Сапсан" начала в 2001 году и полностью завершила к 2008 году. На территории в 160 га расположены 720 земельных участков площадью от 15 до 45 соток каждый. Площадь коттеджей - от 160 кв. м до 800 кв. м, стоимость - от 820 тыс. долларов до 5,5 млн долларов. Помимо продажи домов застройщик предлагает их аренду на срок от шести месяцев. В поселке кроме краснокирпичного новенького храма расположены школа, детский сад, банк, торговый центр, спорткомплекс и другие культурные объекты.
Единственная возможная связь с храмом Александра Невского такова: в "Сказании о чудесах иконы Богоматери Корсунской" говорится, что появление иконы "Богоматерь Одигитрия" в Торопце связано со свадьбой Александра Невского и дочери полоцкого князя Брячислава, которые получили святыню в дар как благословение на брак.
Однако "Богоматерь Одигитрия" икона выносная (такие двусторонние иконы выносили на специальной рукояти по время процессий), имеет сугубо литургическое назначение и должна находиться в алтаре, такими иконами на брак не благословляли и в подарок не давали. Так что связь ее с именем Александра Невского невелика.
А связи с коттеджным поселком "Княжье озеро" у иконы и быть не может - если только не принимать во внимание, что президент группы компаний "Сапсан" Сергей Шмаков - горячо верующий православный бизнесмен, отец шестерых детей, учредитель благотворительного фонда "Иваново дело". Сергей Шмаков благотворит и в Торопце - в 2006 году он выделил средства районным больнице и спортклубу, а также пожертвовал 300 тыс. руб. на золочение куполов Корсунско-Богородицкого собора.
В секретариате господина Шмакова "Коммерсанту" сказали, что он будет комментировать ситуацию только тогда, когда "она будет окончательно разрешена".
Окончательное решение на сегодняшний день - за Государственным Русским музеем. Вчера сотрудники отдела древнерусского искусства заявили его директору Владимиру Гусеву, что икону ни при каких обстоятельствах невозможно ни транспортировать, ни хранить вне музейных условий.
Газета напоминает, что в 2008 году при истинно православном министре культуры Александре Соколове директор Государственной Третьяковской галереи Валентин Родионов был готов на три дня отпустить "Троицу" Андрея Рублева в Троице-Сергиеву лавру - если разрешат реставраторы. Реставраторы и хранители иконописи ГТГ не разрешили - и икона осталась в музее. Правда, и Родионов уже не директор, и Соколов уже не министр.
"Нам ничего не известно о передаче Русским музеем иконы Торопецкой Божией Матери, - сказал "Коммерсанту" пресс-секретарь Московской патриархии священник Владимир Вигилянский. - Очень хорошо, что в церковь хотя бы на время передают икону для храмового поклонения. Хорошо, если бы следующим шагом со стороны Министерства культуры стало решение о предоставлении на праздник Троицы иконы Троицы для поклонения ей верующих в Троице-Сергиевой лавре".