Введения курса ОПК в школы еще не гарантирует стране духовного возрождения, считают религиозные лидеры России
Архив NEWSru.ru
Введения курса ОПК в школы еще не гарантирует стране духовного возрождения, считают религиозные лидеры России
 
 
 
Введения курса ОПК в школы еще не гарантирует стране духовного возрождения, считают религиозные лидеры России
Архив NEWSru.ru

Затянувшуюся дискуссию между приверженцами и противниками включения в школьные программы курса Основы православной культуры (ОПЦ) иногда пытаются представить спором верующих с атеистами. Между тем в рядах оппонентов Московского Патриархата, пытающегося обязать всех российских школьников изучать ОПК, большинство ратует не за религиозное невежество своих детей, а за изучение ими основ всех мировых религий. С их аргументами трудно не согласиться. В многонациональной и многоконфессиональной стране граждане должны получить объективное знание о разных религиях и конфессиях, представленных в России.

Заместитель председателя Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации Владимир Слуцкер в недавнем интервью агентству "Интерфакс" совершенно справедливо заметил, что "все религии содержат единую этическую основу". Эту истину, в первую очередь, должна осознать власть. А осознав, обязана создать условия для осмысления глубинного единства религий всеми россиянами. Общество должно понять, что "система ценностей, которую они (религии – Прим. ред.) представляют и несут разделяющим эти религиозные взгляды этническим группам, также едина". В интервью Владимир Слуцкер коснулся и проблемы преподавания духовных предметов. Он обратил внимание на то, что разнообразие религий должно сближать россиян, а для этого необходимо многократно обсудить любую позицию относительно всего, что касается школьного обучения.

Между тем, не все готовы к такому обсуждению. Идею введение курса ОПК в школьные программы часто представляют как панацею от многих социальных невзгод, как гарантию духовного возрождения страны, что, например, в одной из телепередач пытался сделать дьякон Андрей Кураев. Так ли это? – об этом российских представителей различных духовных традиций мира спросил корреспондент сайта "Мир религий".

Секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества Михаил Дудко: ОПК не панацея, но помочь, если не всем, то многим, этот курс сможет

В вопросе введения в школы ОПК многое зависит от того, как это будет делаться, от того, кто будет преподавать этот курс. Я согласен с тем, что если не все, то кое какие проблемы, в силу приобщения россиян к вросшей в национальный менталитет и проверенной временем религиозной традиции, можно решить. Очень многие вещи станут менее опасными. Я не скажу, что ОПК панацея, но, по крайней мере, помочь, если не всем, то многим, этот курс сможет.

Генеральный секретарь Конференции католических епископов России Игорь Ковалевский: религиозное невежество – это общая беда нашего российского общества, оно проявляется даже среди людей с высшим образованием

Католическая церковь поддерживает идею введения курса Основы православной культуры. Мы отдаем себе отчет, что курс этот, во-первых, носит культурологический характер, во-вторых, что над самой программой, над методикой преподавания, еще нужно поработать. Курс ОПК, если он будет давать объективную информацию о религиозной жизни в России и в мире, будет способствовать религиозному просвещению, как молодежи, так и старшего поколения. Религиозное невежество – это общая беда нашего российского общества, оно проявляется даже среди людей с высшим образованием и, что недопустимо, среди журналистов, пишущих на темы религии. Религиозное просвещение будет способствовать повышению духовного авторитета традиционных конфессий, в том числе, будет способствовать тому, что люди не будут подаваться влиянию религиозных течений, которые носят деструктивный характер.

Председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (Пятидесятники) Сергей Ряховский: школьники должны изучать основы всех конфессий, чтобы не быть невежественными в вопросах веры и религии

Конечно же, ОПК не панацея, с помощью этого курса накопившиеся в стране общественные противоречия не разрешишь. Думаю, что нужно ввести в школьную программу предмет об основах мировых религий, действующих на территории Российской Федерации. А основы православной культуры, основы ислама, протестантизма, буддизма изучать факультативно и то только с добровольного согласия родителей. Школьники должны изучать основы всех конфессий, чтобы не быть невежественными в вопросах веры и религии, чтобы по окончании 11 классов знать традиции, вероучительную практику, основы мировых религий – вот что важно. Что касается ОПК, то в изданном в Смоленской области по благословению митрополита Кирилла учебнике по этому предмету, в разделе о сектах, рассказывается о вреде, который "западные секты", в том числе и протестантские, наносят России. Какое воспитание в этом случае получат дети? Они со школьной скамьи получат негативное отношение к протестантам или иным религиям. Такой учебник, в который заложен конфессиональный национализм, будет только воспитывать в школьниках ненависть и вражду.

Председатель Совета Союза евангельских христиан-баптистов Юрий Сипко: простите господа, но моего ребенка учить такому не надо, не надо ему внушать, что он зловредный "сектант"

ОПК не может стать панацеей для решения моральных и прочих общественных проблем, те, кто так думают, просто обладают короткой памятью. Хоть и горько это произносить, но порой кажется, что до семнадцатого года нам осталось очень немного. Если мы помним, то семнадцатый год завершил то монолитное сознание, которое было сформировано монолитной единой религией, в обязательном порядке преподаваемой в школе. Мы все знаем, что в годы революции и гражданской войны творили люди, которые от рождения считались православными. Поэтому не нужно сегодня проводить какие-то сложные расчеты, чтобы понять, к чему может привести насаждение новой идеологии. Известно, что всякое принуждение приводит к прямо противоположному результату. Чего мы добиваемся? Мы хотим вызвать неприязнь к православному учению, мы хотим вызвать ненависть к попам, хотим породить новых Пушкиных, которые будут создавать поэмы и пьесы, подобные запрещаемому теперь на сцене произведение о Попе и работнике его Балде?

Неужели мы еще не поняли, что всякое насильственное внедрение любой, даже самой хорошей идеологии, вызывает обратную реакцию, потому что игнорируются основополагающие принципы всякой цивилизованной жизни – свобода совести, свобода личного выбора. И если мы позволяем себе пренебрегать этими принципами, принимая нормальных, образованных, цивилизованных людей за стадо, то мы закладываем в наше будущее бомбу. Это "стадо", сегодня толерантное и мирное, может в любой момент взорваться и разнести страну на мелкие кусочки. Почему мы ничему не учимся?

Давайте учиться быть ответственными и последовательными в своих действиях. Не прошло и пятнадцати лет, когда мы приняли Конституцию, но мы уже попираем ее, тем самым, внося в общество хаос. Какое же лицо у нашего государства, если у него нет никакого осознанного, основательного и понятного для всех выбора пути? Мы опять гонимы всеми ветрами.

Так может все же надо, наконец, посмотреть на Бога, которого представляет Кураев. Бог показал нам, что никакую Свою небесную, чистую идею Он не принес человеку насильно. Начиная с эдэмского сада нам постоянно предлагают делать выбор: хочешь это – тебя будут ждать такие последствия, не хочешь – получишь другие последствия. Господь до сегодняшнего дня каждое мгновение предоставляет нам право выбора. Но мы, похоже, решили, что у нас побольше прав, чем у Бога, мы составляем свои планы и готовы насильно внедрить в сознание детей ту или иную идеологию. Курс ОПК вводят в школы, где учатся мусульмане, атеисты, буддисты, баптисты и множество представителей иных конфессий и религий. Баптисты на это скажут: "Простите господа, но моего ребенка учить такому не надо, не надо ему внушать, что он зловредный "сектант". Я прошел эту школу, из которой меня избивая не отпускали, потому что меня записали в "сектанты". Хотя какой я был сектант? Я был такой же ребенок, как все, родители мои были баптистами. Ненависть закладывалась в людей с детских лет, она основывалась на том, что кто-то не такой, как все остальные. И это мы хотим заложить теперь в нашу школу?

Зав. отделом науки Духовного управления мусульман Европейской части России Фарид Асадуллин: диссиденты в случае обязательного изучения этого предмета обязательно появятся

Говорить, что введение курса ОПК избавит общество от "сект" и других проблем – это слишком упрощенный подход. Можно с уверенностью сказать, что диссиденты в случае обязательного изучения этого предмета обязательно появятся. Сам Кураев недавно признался в статье, напечатанной в "Коммерсанте", что Русской православной церкви в средней школе делать нечего, что она еще не готова ввести преподавание Основ православной культуры. Так что Кураев, высказываясь в телепередаче о том, что ОПК разрешит проблемы с сектами, противоречит сам себе и непонятно, где он говорит искренне.

Главный раввин России Адольф Шаевич: не думаю, что наше общество сегодня готово к тому, чтобы воспринять подобный предмет

Если говорить об Основах православной культуры, на которую уповает часть российского общества, то нужно вспомнить, что в России сто лет назад существовал подобный курс религиозного воспитания, обязательный для всех школьников. Но как только появилась возможность громить церкви, синагоги, мечети, люди, обязательно посещавшие Закон Божий, с великим удовольствием совершали преступления против Бога и верующих. Так что я не думаю, что ОПК может быть панацей. В определенной степени подобный курс может принести обществу благо. Но чтобы его не просто прослушать, а что-то полезное оттуда извлечь, должна быть потребность души. Из своего жизненного опыта знаю, что если тебя к чему-то принуждают, если вера навязывается в обязательном порядке, то это вызывает обратную реакцию, то есть, противодействие. Не думаю, что наше общество сегодня готово к тому, чтобы воспринять подобный предмет.

Постоянный представитель Буддийской традиционной Сангхи России в Москве Санжай-лама: к включению предметов на религиозную тематику в школьные программы подходить нужно очень осторожно и комплексно

Когда речь заходит о введении курса ОПК, то, что, греха таить, многие россияне проявляют обеспокоенность тем, что одна религия будет довлеть на другими. И если такое случится, то существующие в обществе разногласия лишь усугубятся. У наших граждан есть небезосновательное опасение, что их права будут попираться. Мы не против включения предметов на религиозную тематику в школьные программы, но подходить к этому нужно очень осторожно и комплексно, учитывая интересы всего многоконфессионального общества. Иначе нам не избежать провокаций и конфликтов.

Президент Центра обществ сознания Кришны в России Бхакти Вигьяна Госвами: учителя не смогут привить детям никаких высоких моральных качеств, если они сами ими не обладают

Введение курса ОПК не разрешит противоречия, которые накопились в религиозной сфере. Суть не в том, чтобы ввести какой-то курс, а в том, чтобы иметь квалифицированных учителей, которые будут его вести. Коммунистическая идея дискредитировала себя в первую очередь потому, что в какой-то момент не осталось ее носителей и ее преподавание превратилось в примитивное насаждение. Соответственно, у людей это вызвало прямо противоположную реакцию – слушая все эти зазубренные термины, они в душе смеялись и создавали анекдоты.

Нет никаких сомнений, что человеку, особенно в период его нравственного становления, нужно прививать основы духовной культуры. Эта задача становится особенно актуальной сейчас, когда сфера морали находится в катастрофическом положении и решать эти проблемы нужно, начиная со школы. Мы должны утверждать в обществе такие ценности, как правдивость, аскетичность, милосердие, чистота. Это, конечно, можно делать и в рамках ОПК. Однако очевидно, что успех будет зависеть не столько от количества проведенных уроков, сколько от качества преподавания, от личности учителей, от их собственных духовных качеств. Поэтому, если мы опасаемся нежелательных идеологических влияний и думаем о каких-то идеологических прививках для детей, то начинать нужно скорее не с них, а со студентов, которые будут преподавать детям духовные предметы. Но о студентах сегодня никто особенно не заботится.