Более 80% россиян одобряют инициативу об ужесточении наказания за вандализм и порчу церковного имущества, оскорбление чувств верующих и призыв к подобным действиям, свидетельствуют данные опроса
Moscow-Live.ru
Более 80% россиян одобряют инициативу об ужесточении наказания за вандализм и порчу церковного имущества, оскорбление чувств верующих и призыв к подобным действиям, свидетельствуют данные опроса Только 8% православных верующих чувствуют какие-либо притеснения, но чаще они говорят о хулиганстве в храмах (2%)
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Более 80% россиян одобряют инициативу об ужесточении наказания за вандализм и порчу церковного имущества, оскорбление чувств верующих и призыв к подобным действиям, свидетельствуют данные опроса
Moscow-Live.ru
 
 
 
Только 8% православных верующих чувствуют какие-либо притеснения, но чаще они говорят о хулиганстве в храмах (2%)
ecities.ru
 
 
 
На следующей неделе депутаты планируют внести в Госдуму поправки в Уголовный кодекс РФ об установлении ответственности за оскорбление чувств верующих и осквернение почитаемых святынь
Moscow-Live.ru

Более 80% россиян одобряют инициативу об ужесточении наказания за вандализм и порчу церковного имущества, оскорбление чувств верующих и призыв к подобным действиям, свидетельствуют данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). И это несмотря на то, что подавляющее большинство опрошенных вообще не замечает, чтобы в последнее время их право на свободу вероисповедания каким-либо образом ограничивалось.

Только 8% православных верующих чувствуют какие-либо притеснения, но чаще они говорят о хулиганстве в храмах (2%). Атеисты обеспокоены излишним давлением на них со стороны государства (3%). Больше остальных давление ощущают последователи религий, отличных от православия (16%), прежде всего это проявляется в неприятии их людьми другой веры (6%).

Напомним, накануне Госдума РФ приняла заявление о защите религиозных чувств верующих. При необходимых 226 голосах документ поддержали 414 депутатов. В заявлении нижней палаты парламента осуждаются участившиеся случаи осквернения религиозных святынь. Депутаты отмечают необходимость усиления ответственности за оскорбление религиозных чувств граждан, в том числе за осквернение святынь, а также подчеркивают важность неотвратимости наказания за подобные действия. Подробный обзор материалов по этой теме публикуют "Заголовки.ру".

А сегодня на рассмотрение Госдумы были внесены поправки в Уголовный кодекс РФ об установлении ответственности за оскорбление чувств верующих и осквернение почитаемых святынь. Депутаты предлагают установить максимальный срок наказания до пяти лет за оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан, а также осквернение святынь. За подобные деяния также возможен штраф до 500 тысяч рублей или обязательные работы до 400 часов, сообщает "Интерфакс". Законопроект также вводит новый состав правонарушений в Административный кодекс - публичное осквернение религиозных богослужебных литературы, знаков, эмблем, а равно их порча. За это предлагается наказывать штрафом от 30 до 50 тыс. рублей.

- Эксперты: такой закон - попытка создания в РФ идеократии, он может привести к реакционному разгулу

Как сообщает ВЦИОМ по итогам опроса, который проводился 7-8 сентября среди 1,6 тысячи респондентов в 138 населенных пунктах 46 регионов РФ, ужесточение наказания за вандализм, порчу церковного имущества и оскорбление чувств верующих поддерживают 82% россиян.

К этой категории относятся сторонники "Единой России", респонденты старше 45 лет и последователи православия. Против ужесточения наказания высказываются 12% опрошенных - в основном это 25-34-летние россияне, приверженцы непарламентских партий, неверующие и респонденты, исповедующие отличные от православия религии.

По данным социологов, почти три четверти россиян ничего не слышали о случаях, подобных акции Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Однако 21% опрошенных знают о подобных происшествиях, в основном о единичных (16%), но некоторые - и о многочисленных (5%). Наиболее резонансными оказались случаи спиливания крестов (30%), воровства святынь (17%), акты вандализма по отношению к ним и нападения на священнослужителей (по 13%).

Как заявили "Интерфаксу" в Администрации президента РФ, депутаты, внося новый законопроект в Думу, как раз учли общественный запрос, который подтверждается последними социологическими исследованиями. И такой законопроект является нормальной реакцией парламента на настроения в обществе. "Это понятная реакция Госдумы, которая учитывает общественные настроения, возникшие на фоне последних событий, связанных с оскорблением чувств верующих и, в частности, с событиями, спровоцированными Pussy Riot", - сказал высокопоставленный источник в Администрации президента.

"Депутаты также изучили международный опыт. В частности, в таких странах как Германия, Испания, Финляндия действуют подобные законодательные акты, защищающие права верующих", - отметил источник. "Это нормальный, естественный процесс", - заключил собеседник агентства.

Эксперты: предложенный закон - попытка создания в РФ идеократии, он может привести к реакционному разгулу

Очень многие эксперты считают, что уголовная ответственность в данном случае может быть чрезмерной, и призывают вынести законопроект на общественное обсуждение. Подобный закон должен быть прописан очень тщательно, иначе при его вольной интерпретации под оскорбление чувств верующих может попасть любое высказывание, идущее в разрез с религиозными трактатами.

Комментируя намерение всех фракций Думы в ближайшее время принять закон об оскорблении чувств верующих, политолог Дмитрий Орешкин заявил в интервью "Росбалту", что православная идеология для власти теперь играет роль манипулятивного инструмента для сохранения самой себя.

По его словам, сейчас "идет попытка вернуть идеократический режим", который существовал в СССР, существует сегодня в Иране, Ватикане и Северной Корее. Создание государственной идеологии, некой высшей идеи - в данном случае в виде православия - позволило бы ее сторонникам закрепить свое пребывание во власти и быть выше критики, считает Орешкин.

По его мнению, "это антиконституционная затея, так как по Конституции церковь у нас отделена от государства. Однако попытки сращивания церкви и государства очевидны".

Член Общественной палаты РФ, журналист и телеведущий Николай Сванидзе также выступает против инициативы депутатов Госдумы внести поправки в Уголовный кодекс РФ, ужесточающие ответственность за оскорбление чувств верующих.

"При плохой формулировке закона - а хорошо его прописать невозможно - под оскорбление чувств верующих попадает и высказывание о том, что Бога нет, и преподавание дарвиновской теории в школе, и недостаточно длинная юбка на женщине", - цитирует его мнение пресс-служба ОП.

Сванидзе отметил, что проблема эффективной работы закона связана с проблемой правоприменения, однако в этой сфере "мало оснований для оптимизма". "Все это, по моему мнению, может привести к реакционному разгулу в стране. Этот законопроект опасен, и я выступаю категорически против его принятия", - подчеркнул он.

Другой член Общественной палаты РФ, глава Российского объединенного союза христиан веры евангельской Сергей Ряховский также против введения уголовного наказания за оскорбление чувств верующих. По его мнению, в крайнем случае "можно использовать практику принудительных общественных работ". Но уголовное преследование или тюремные сроки он считает вещью чрезмерной, передает РИА "Новости".

Ряховский предложил ужесточить административное наказания - увеличить штрафы за подобные деяния до 50, 100 или даже 200 тысяч рублей, чтобы люди три раза подумали о том, насколько сильно преступные действия ударят их по карману.

Он также добавил, что поправки в законодательство, которые собирается принять Госдума, должны пройти серьезную общественную экспертизу, публичные слушания с участием экспертов и представителей гражданского общества.

Ветеран правозащитного сообщества, лидер движения "За права человека" Лев Пономарев считает опасным для светского государства принятие закона, который предполагает до пяти лет тюрьмы за оскорбление чувств верующих. "Теперь было бы совершенно естественным вымарать из российских школьных учебников ссылки на дарвинизм. Одно с другим связано. Дарвин, бесспорно, оскорбляет чувства верующих", - заявил правозащитник. "Что делать нам, бедным атеистам, не знаю. Если я напишу на майке: "Бога нет", то меня, во-первых, изобьют, да еще и посадят на три года", - отметил он.

"В светском государстве такой закон недопустим. Почему уголовная ответственность, а не административная? Я пока над этим смеюсь, но, боюсь, потом придется смеяться сквозь слезы", - сказал Пономарев. "Трудно понять, что будет дальше. Может быть, следующим законом обяжут поголовно всех, проходящих мимо церкви, делать поклон и креститься. А тех, кто не будет этого делать, стоящие рядом казаки потащат в участок. Боюсь, что это уже не фантазия", - заявил он.

Политолог Павел Святенков уверен, что идея ввести уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих является крайне неудачной, потому что "такое законодательство может превратиться в инструмент для сведения счетов между разного рода заинтересованными группами". "Скорее всего, результатом будет град доносов в правоохранительные органы, а этого бы хотелось избежать", - сказал он. К тому же, с принятием закона об установлении ответственности за оскорбление чувств верующих под удар может попасть и свобода слова - уже требуют прекратить доступ к YouTube из-за одного единственного ролика, якобы оскорбляющего религиозные чувства мусульман.

Гендиректор центра политической информации Алексей Мухин также против инициативы законодателей. "Я лично эту инициативу поддержать не могу. Общество придет в состояние крайней ажитации, будет искать в любых высказываниях или действиях религиозную подоплеку", - сказал он. По его мнению, депутаты Госдумы, реагируя на каждый информационный повод, как им кажется, угрожающий национальной безопасности, пытаются оживить вокруг себя информационный фон.

Политолог Михаил Ремизов уверен, что в законе должны быть прописаны здравые идеи о необходимости запрета кощунства, которые бы не порождали правовые и политические казусы, приводящие, например, к запрету классической или философской литературы. "Например, с точки зрения каких-то представлений обычный учебник истории, описывающий зарождение ислама, может быть квалифицирован как разжигающий религиозную ненависть. Я таких эксцессов очень опасаюсь, тут законодатель должен отработать очень квалифицированно и осторожно. Такая работа должна быть выверена", - сказал он.