Подготовленный свод, по словам директора Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Г. Попова, - это "все, что у нас осталось, самые ценные памятники древности"
Архив NEWSru.ru
Подготовленный свод, по словам директора Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Г. Попова, - это "все, что у нас осталось, самые ценные памятники древности"
 
 
 
Подготовленный свод, по словам директора Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Г. Попова, - это "все, что у нас осталось, самые ценные памятники древности"
Архив NEWSru.ru

В затянувшуюся дискуссию между сторонниками и противниками закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения" внесен рациональный момент. Как отмечает в среду в публикации "Московский комсомолец", специалисты - историки искусства и реставраторы - "подготовили козырную карту": полный свод храмов на территории РФ. Все церкви в нем разделены на три категории необходимой сохранности. Этот список оказался в распоряжении газеты.

Авторы свода - реставратор высшей квалификации, главный искусствовед Межобластного научно-реставрационного художественного управления Минкульта РФ Владимир Сарабьянов и доктор искусствоведения, заведующий отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания Лев Лифшиц.

По словам Владимира Сарабьянова, список готовили не так уж долго. "Просто сели за стол с Львом Лифшицем и вспомнили все храмы, которые есть у нас в стране. А сделали мы это сразу, как только пошли разговоры о готовящемся законе по передаче имущества религиозного назначения...", - поясняет Владимир Сарабьянов.

Его соавтор Лев Лифшиц утверждает, что данный список может время от времени корректироваться. И происходить это будет в зависимости от состояния определенных храмов и изменения в их сохранности.

Всего в РФ около двадцати тысяч православных храмов. И это лишь те, которые построены до революционных событий 1917 года. Разумеется, не все они требуют особого внимания и включены в данный свод. Хотя почти все поставлены под охрану разных уровней: муниципальную, региональную, федеральную.

Как пояснил Владимир Сарабьянов, в список вошли те храмы, которые требуют специального внимания. "Не учтут этого - наше церковное наследие погибнет!" - предупреждает он.

К первой категории специалисты отнесли "памятники особо ценные и уязвимые по своему состоянию сохранности, требующие поддержания постоянного режима хранения и реставрационного наблюдения, а также широкого музейного показа". Они должны оставаться в "исключительном пользовании государственных музеев. Здесь допустим только режим музейного хранения и использования, с возможностью проведения разовых богослужений при согласовании с музеем и с соблюдением всех необходимых хранительских требований, предполагающих поддержание оптимального ТВР (температурно-влажностного режима)".

В этой категории насчитывается 51 храм. Вот как они распределены географически: Москва - 6, Московская область - 2, Великий Новгород - 13, Владимир - 2, Владимирская область - 6, Кижи, Республика Карелия - 1, Вологодская область - 5, Псковская область - 1, Псков - 3, Ростов Великий - 1, Санкт-Петербург - 2, Свияжск, Республика Татарстан - 1, Новгородская область - 1, Ярославль - 6, домовые церкви при музеях - 1.

Среди этих особо ценных памятников - Николо-Дворищенский собор XII века в Новгороде Великом. От древних фресок сохранились лишь небольшие фрагменты: сцены "Страшного суда" на западной стене, изображения трех святителей в центральной апсиде и на юго-западной стене - фреска с изображением мучений Иова Многострадального.

К первой категории отнесен и Спасский собор Мирожского монастыря в Пскове, основанный в XII веке. Он знаменит сохранившимися фресками домонгольского периода. В "Энциклопедии Брокгауза и Ефрона", изданной в XIX веке, отмечалось, что в монастыре находилось много древних икон, чаша св. Нифонта с надписью 1166 года, Евангелие 1703-го, серебряный ковш, пожалованный Петром I псковитянину Фадею Гурьеву, два колокола 1520 и 1521 годов.

Ко второй категории специалисты отнесли памятники церковного зодчества, которые допускают совместное пользование Церкви и государственных музеев. Но при соблюдении определенных условий: "Музей на основе проведенных обследований устанавливает и обеспечивает необходимый режим хранения и совместно с общиной вырабатывает рекомендации по расписанию служб (в том числе и регламентации их количества в случае необходимости). Устанавливается по возможности широкий музейный показ памятника".

По словам составителей свода, в храмах, относящихся к данной категории, за музеем должны быть сохранены все функции, связанные с оперативным управлением памятником. Даже проведение ремонтно-реставрационных работ и благоустройство.

В этой категории 17 памятников: Вологодская область - 2, Владимирская область - 2, Владимир - 2, Вологда - 2, Московская область - 7, Ярославская область - 2.

Ко второй категории отнесен, в частности, знаменитый Успенский собор во Владимире, построенный в XII веке с сохранившимися на фасадах фрагментами резьбы по камню. В соборе можно увидеть также росписи XII и XIII веков. Однако главная достопримечательность собора - фрагменты фресок Даниила Черного и Андрея Рублева 1408 года.

В третью категорию попали памятники, которые уже находятся в собственности Церкви. По мнению искусствоведов, они могут там и оставаться, но при соблюдении строгих правил. К примеру, режим хранения следует разработать со специалистами и согласовать в госорганах охраны памятников. Храмы должны иметь необходимое оборудование, обеспечивающее сохранность памятников. Кроме того, все "строительные и ремонтно-реставрационные работы должны осуществляться по согласованию с государственными органами охраны памятников. Для церковных зданий этой категории необходима организация музейного показа (свободного или же платного) в часы, не занятые богослужением".

Данная категория самая масштабная. Храмы, включенные в нее, имеются почти в каждом регионе РФ.

В этот список попала Знаменская церковь в подмосковных Дубровицах: построенная в 1690-1704 годах, она сохранила скульптурное убранство интерьеров, относящееся ко времени постройки храма.

Как подчеркнул директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Геннадий Попов, составленный свод - "это все, что у нас осталось, самые ценные памятники древности".

С вопросом о том, будут ли учтены федеральной властью эти рекомендации специалистов "МК" обратился к заместителю министра культуры РФ Андрею Бусыгину.

"В случае, когда речь идет о памятниках первой категории, я бы не ставил категорично вопрос о том, что эти церковные здания вообще нельзя никому передавать. Я бы поставил вопрос о совместном их использовании. С определенными ограничениями. Здесь можно обратиться к зарубежному опыту", - сказал представитель министерства. Он рассказал, что недавно принимал участие в работе международного жюри, которое собиралось в преддверии объявления конкурса на строительство духовно-культурного центра в Париже, и когда состоялась предварительная беседа с французами, им задали вопрос: есть ли в стране опыт строительства храмов? На что те ответили, что за последние 80 лет во Франции не было построено ни одного религиозного здания! Зато в тех, что ныне существуют, ни разу никто церковникам не запретил богослужений. Там работает схема совместного использования таких памятников истории - светского и духовного.

"Почему у нас нельзя организовать работу именно таким образом? Мне кажется, что для нас подобный опыт - самый оптимальный!" - считает Андрей Бусыгин.