В США традиционная фраза "Счастливого Рождества!" (Merry Christmas) часто заменяется на "Счастливых Праздников!" (Happy Holidays) или "Праздничные поздравления" (Season's Greetings). Рождественские каникулы часто переименовывают в "декабрьские" или "зимние". Одна из причин этого заключается в том, что в декабре в США отмечаются сразу четыре крупных праздника: Ханука, Рождество, Кванза и Новый год. Все эти праздники имеют своих приверженцев, хотя, безусловно, наибольшей популярностью пользуется Рождество, сообщает сегодня "УралБизнесКонсалтинг" со ссылкой на Washington ProFile. .
Все эти праздники имеют колоссальное значение для США: прежде всего, именно в декабре розничная торговля продает рекордное количество товаров — объемы этих продаж являются четким критерием "состояния здоровья" американской экономики. Это, в свою очередь, привело к достаточно мощной общественной кампании, направленной на борьбу с "коммерциализацией" новогодних праздников. br>
Ханука
Адепты иудаизма празднуют чудо, произошедшее в Иерусалиме после освобождения его от сирийских (греческих) войск армией Маккавеев. При освящения Иерусалимского Храма нашлась лишь одна лампада со святым маслом. Это масло чудесным образом не иссякало и горело в течение восьми дней, пока не было изготовлено новое масло, поэтому Ханукка и отмечается восемь дней. Ханукка, как и иные еврейские праздники, празднуется по лунному календарю, однако всегда попадает на декабрь. В 2007 году она началась 5 декабря.
Еврейские лидеры США считают Хануку культурной альтернативой христианскому Рождеству — поэтому особое внимание уделяется детям. Им требуется ежедневно (то есть, восемь дней подряд) дарить подарки. В супермаркетах продаются специальные хануккальные украшения и блюда (положено есть жареные на масле продукты — например, картофельные оладьи). Оценить этот рынок достаточно сложно — принято считать, что евреи составляет 2-3% населения США (точные данные неизвестны, потому что в ходе переписей не учитывается национальность и религиозная принадлежность жителя США). Однако Ханукку отмечают не только иудеи. Так как количество смешанных браков в стране очень высоко, считается нормальным, когда Ханукку празднуют (хотя бы символически) атеисты, агностики или христиане. В школах некоторых штатов первый день Ханукки является выходным. Большая хануккальная менора устанавливается перед Белым Домом (компанию ей составляет рождественская елка). Президент США с середины 1950-х годов обязательно поздравляет иудеев с этим праздником. br>
Рождество
Это самый популярный в США праздник. Любопытно, что Рождество в США прижилось далеко не сразу. К примеру, в штате Массачусетс долгое время было запрещено праздновать Рождество. Пуритан, создавших эту колонию, возмущало веселье и возлияния, которыми сопровождался праздник. В США Рождество стали праздновать повсеместно лишь в середине XIX века.
Рождество и его главный персонаж Санта-Клаус — не американцы. Святой Николай родился неподалеку от города Миры Ликийские, который находился на территории современной Турции. Однажды Святой Николай бросил золотые монеты в трубу дома, где жили три бедные сестры. Монеты попали точно в чулки, сушившиеся у очага. Отсюда и пошел европейский (а, впоследствии, и американский) обычай в ночь перед Рождеством ставить к дверям башмаки или вешать чулки у кровати, чтобы утром найти в них подарок. В эпоху Возрождения Святой Николай стал одним из самых популярных святых Западной Европы. Американское имя Санта-Клаус (Santa Claus) он получил благодаря выходцам из Нидерландов, которые называли его "Синтер Клаас" (Sinter Klaas).
Однако несколько популярнейших международных рождественских символов появились на свет именно в США — по иронии судьбы их творцами были бизнесмены. Так, в США был создан имидж современного Санта-Клауса — благодушного толстячка с белой бородой, в короткой красно-белой куртке. Сохранилась поздравительная карточка с его изображением, посланная в 1885 году. Статья, опубликованная в газете New York Times в 1927 году, описывает Санта Клауса как "Фигуру внушительного роста и веса, с белой бородой, в красных одеждах. Он несет мешок с подарками. Неотъемлемой частью его имиджа являются алые щеки и нос, а также пушистые брови". В 1931 году компания Coca-Cola наняла актера, который изображал Санту, употребляющего "коку". Его изображения стали настолько популярными, что Coca-Cola "присвоила" себе славу создания имиджа современного Санта— Клауса.
Считается, что Санта-Клаус передвигается на санях, в которые запряжены восемь северных оленей. Самым известным из них является олень по имени Рудольф (Rudolph), который появился на свет в результате рекламной акции. Имена северных оленей, которыми управляет Санта-Клаус, долгое время не были известны широкой общественности. Впервые этот серьезный пробел был заполнен в 1823 году, когда была написана песенка "Ночь Перед Рождеством" (The Night Before Christmas). В ней Санта обращается к своим оленям, называя их по именам: "Now Dasher! now, Dancer! now, Prancer and Vixen! On, Comet! on, Cupid! on Dunder and Blixem! To the top of the porch! to the top of the wall! Now, dash away! dash away! dash away all!" (имена оленей — Дэшер ("Потрясающий"), Дэнсер ("Танцор"), Прэнсер ("Гарцующий"), Виксен ("Злобный"), Комет ("Комета"), Кюпид ("Купидон"), Дандер ("Болван") и Бликсем ("Молниеносный"). Однако эти имена ничего не говорят американским детям, которые, тем не менее, прекрасно знают оленя Рудольфа.
Рудольф появился на свет в 1939 году, когда один из крупных универмагов города Чикаго Montgomery Ward готовился к проведению рождественской рекламной акции — всем покупателям было решено дарить красочные буклеты с забавными историями и рекламой универмага. Копирайтер Роберт Мэй (Robert May) получил задание создать текст соответствующего содержания. Мэй и придумал оленя Рудольфа, у которого был очень большой, красный, светящийся нос, из-за которого Рудольфа сторонились другие олени. Однако однажды Рудольф помог Санта-Клаусу найти дорогу в темноте, что позволило вовремя доставить детям подарки и "спасти" Рождество. В 1939 году стихи Мэя о Рудольфе разошлись тиражом в 500 тыс. экземпляров. Впоследствии тиражи стали многомиллионными. Популярность оленя еще более выросла в 1949 году, когда стихи были положены на музыку. С 1964 года американские телеканалы в канун Рождества традиционно показывают фильмы и мультфильмы о Рудольфе .
Праздник Рождества является поводом для столкновений между американскими либералами и консерваторами. Фактически, это очередной эпизод "культурных войн" во имя политкорректности, которые давно идут в США. Согласно доктрине политкорректности, все идеи, ценности и стили жизни равны. Абсолютных истин не существует, а то, что называют истиной, является лишь предрассудком, доминирующим в определенной социальной группе или культуре. Поэтому главное — не обидеть ближнего, используя идеологические формулы, привычные для определенной общественной (этнической, расовой, религиозной и пр.) группы, но оскорбительные для другой.
Естественно, что консерваторы выступают в защиту Рождества, считая его одним из столпов западной цивилизации и американского государства. В свою очередь, либералы выступают против "выпячивания" Рождества, утверждая, что таким образом нарушается фундаментальный принцип отделения церкви от государства. Они доказывают, что современные рождественские традиции появились сравнительно недавно — лишь в конце 19 века, и считать их основой основ христианской цивилизации, по меньшей мере, неразумно. Суть идеологии либералов заключается в следующем: США сильны именно по причине отсутствия единых для всех культурных и религиозных ценностей. Американцы не нуждаются в единой культурной идентичности. Благодаря этому действует американская система ценностей, где индивидуальное равноправие диктует невозможность вмешательства в жизнь другого человека, имеющего право на свою собственную судьбу.
В 1984 году Верховный Суд США (Supreme Court) вынес вердикт, который ныне определяет правила украшения общественных зданий. К примеру, допустимы картины и композиции, изображающие сцены Рождества Христова, елки, изображения Санта-Клауса и пр. Однако они должны быть дополнены либо светскими символами зимних праздников, либо упоминаниями других религий.
Опросы общественного мнения, проводимые в США, дают весьма противоречивые результаты. К примеру, исследование, проведенное в конце прошлого года по заказу телекомпании FOX News фирмой Opinion Dynamics Poll, показало, что 45% жителей США испытывают чувство возмущения, когда магазины стараются не использовать рождественскую символику — 49% находят эту практику вполне оправданной. По данным службы Gallup, 62% американцев считают "антирождественскую политкорректность" негативным явлением, 24% — позитивным. Опрос компании Zogby International показал, что 68% американцев считают вполне допустимым установку новогодних елок в зданиях и на мероприятиях, финансируемых за счет государственных органов. 59% одобряют "государственных" Санта-Клаусов, 54% — сцену Рождества, 51% установку хануккальной меноры, а 34% — символику Кванзы. br>
Кванза (Kwanzaa)
С 26 декабря по 1 января чернокожие американцы (они составляют примерно 13.4% населения страны) отмечают праздник Кванза. На всей территории США проводятся выставки, фестивали искусств и ремесел, различные детские мероприятия. В отличие от многих других праздников народов мира, чье происхождение часто невозможно проследить, известен создатель Кванзы. Это — профессор Калифорнийского Университета Маулана Каренга. В 1966 году Каренга предложил воссоздать древний праздник урожая, который некогда праздновался различными цивилизациями черной Африки. Главной целью создания Кванзы была попытка помочь этнической самоидентификации американцев, чьи предки попали в США в трюмах кораблей работорговцев и утратили культурную и этническую связь с Африкой. Слово Kwanzaa было взято из фразы "первые плоды" (matunda ya kwanza) из языка суахили. Считается, что праздник "первого плода" отмечался в древней Нубии в эпоху фараонов, кроме того, его праздновали в средневековых африканских государствах Йоруба и Ашанти. К названию древнего праздника (Кванза) Каренга добавил еще одну "А", чтобы отделить афроамериканский праздник от африканского.
В основу праздника положены африканские традиции и глубинная мысль, провозглашающая Nguzo Saba (Семь Принципов) жизни и ценностей сообщества (названия также взяты из суахили): Umoja (Единство), Kujichagulia (Самоопределение), Ujima (Коллективизм), Ujamaa (Совместная экономика), Nia (Цель), Kuumba (Творческий потенциал) и Imani (Вера). Официальные цвета праздника — черный (символизирующий Африку), красный (кровь, борьба за свободу) и зеленый (будущее, надежда). Выставляется Кинара\Kinara — подсвечник для семи свечей (на семь принципов). В список украшений входят африканские статуэтки, корзины, ковры и предметы одежды, картины и т.д. На Кванзу положено дарить книги и предметы африканской культуры. Празднование должно сопровождаться размышлениями о судьбах Африки и африканцев. Каждый человек, отмечающий Кванзу, должен к концу празднования стать более моральной личностью.
Маулана Каренга выступает против "совмещения" Кванзы с культурными символами и обычаями любого другого праздника, поскольку идея Кванзы заключается в самобытности культуры и традиций африканцев. То есть, христианское Рождество можно отмечать, но при этом следует обходиться без елки и Санта-Клауса. Однако многие чернокожие совмещают традиционные рождественские обряды с Кванзой. br>
Новый год
Несмотря на то, что 1 января в США — общенациональный выходной, Новый год — это праздник "второго плана". Обычно Новый год американцы встречают в кругу друзей и значительно реже — с семьей. В канун Нового года устраивают парады, футбольные матчи и подобные зрелищные мероприятия. Роль часов на Спасской башне выполняют часы на Times Square в Нью-Йорке — их изображение транслируется по всем телеканалам.
В отличие от многих других американских праздников, Новый год в США не имеет строгих кулинарных канонов. Единственным обязательным атрибутом новогоднего торжества является бокал шампанского. Шампанское сопровождают легкие закуски: орешки, сыр, печенье, пицца и т.д. Главное правило встречи Нового года — побольше веселья. Подарки желательны, но не обязательны. Провожая старый год, многие американцы поют традиционную песню "Auld Lang Syne". Название этой песни, написанной в начале 18 века, можно перевести со староанглийского как "Старые Добрые Времена". В песне предлагается поднять бокал за старых друзей и старые добрые времена. Миллионы американцев начинают новый год с обещания достигнуть определенных целей или выполнить определенные обязательства (для обозначения этого используется термин New Year's Resolutions) в течение последующих 12-ти месяцев.