По мнению главы департамента общественных связей Федерации еврейских общин Росиии Боруха Горина, к провальному результату привели неудовлетворительное качество учебников и нехватка ярких преподавателей
Архив NEWSru.ru
По мнению главы департамента общественных связей Федерации еврейских общин Росиии Боруха Горина, к провальному результату привели неудовлетворительное качество учебников и нехватка ярких преподавателей
 
 
 
По мнению главы департамента общественных связей Федерации еврейских общин Росиии Боруха Горина, к провальному результату привели неудовлетворительное качество учебников и нехватка ярких преподавателей
Архив NEWSru.ru

Представитель Федерации еврейских общин России (ФЕОР) считает крайне неуспешным эксперимент по преподаванию в российских школах курса "Основы религиозной культуры и светской этики".

По мнению главы департамента общественных связей ФЕОР Боруха Горина, то, что получилось в результате с написанием учебников для нового школьного курса, "это лучшее, что могло быть в существующих условиях". Однако эти условия, на его взгляд, показали формальный подход в образовательной системе к упомянутому эксперименту. "Был указ, его надо было выполнять, а как это делать - никто до конца не знал, и получили довольно уродливый результат", - заявил накануне порталу "Интерфакс-Религия" представитель ФЕОР.

По словам Горина, условия, в которых составлялись учебники для эксперимента, в том числе учебник по основам иудаизма (его писал пресс-секретарь главного раввина России Берла Лазара Андрей Глоцер. - Прим. ред.), "отсутствие должного методического подхода, когда религиозным организациям предоставлялась возможность писать, как Бог на душу положит, а также откровенная позиция Минобрнауки о том, что "мы не знаем, что это такое и как с этим поступить, и поэтому надеемся исключительно на религиозные организации", привели к тому, что и учебник иудейской общины не только несовершенен, но и мало применим в системе преподавания".

Кроме того, продолжил Горин, те сроки, которые были поставлены для написания учебников, - несколько месяцев - "не могли дать другого результата".

Он также отреагировал на комментарий главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, который священник дал в ответ на недавнее интервью Горина французскому журналу "Русский курьер". Представитель ФЕОР заявлял в нем, что "люди нуждаются в религиозном образовании, но им должна заниматься не школа, для этого нужны специалисты". Между тем в современной России, по его словам, всего "несколько сотен людей, способных грамотно изложить основы тех или иных религиозных убеждений".

В этой связи Всеволод Чаплин указал на то, что во всем мире преподавание знаний о религии происходит "именно в школе, государственной или частной", и в России исключить такое преподавание из государственной школы - это значит "несправедливо лишить знаний подавляющее большинство детей, поскольку только государственная школа у нас является общедоступной". По его словам, в России уже есть "десятки тысяч преподавателей, способных грамотно обучать знаниям о религии".

На это Горин ответил, что в этом вопросе у него с отцом Всеволодом "несколько разные взгляды".

"Я полагаю, что современная образовательная система в России, к сожалению, показывает, что и преподавателей существующих светских предметов, что называется, от Бога крайне мало. И оттого, что во всех российских школах преподается русская литература, совершенно не выходит, что какая-то хотя бы серьезная часть школьников выносит из школы не только знание русской литературы, но даже уважение к ней", - отметил он.

По словам представителя иудейской общины, данные ровно противоположные: "большинство наших выпускников, которые проходили в школе, например, "Войну и мир" или "Преступление и наказание", не берут эти книги в руки как минимум до 30 лет", и в большей части школ преподают русскую литературу так, что "скорее у детей возникает ощущение, что это какая-то смертная скука, к ним не имеющая никакого отношения".

"Мне кажется очень опасным и для общества, и для религиозных организаций, и для религии как таковой, если наши дети будут выходить из школы с таким же представлением о религии, о вере. Знание собственной культуры, литературы - это важная вещь, и нелюбовь к ней опасна, но нелюбовь и неуважение к религии и к вере опасно вдвойне или втройне, потому что в результате мы получаем аморальных людей, которые ко всей человеческой нравственности, построенной на религии, относятся в лучшем случае индифферентно, а в худшем - враждебно", - подчеркнул Горин.

"И если десятки тысяч преподавателей, которые, как говорит отец Всеволод, существуют, в состоянии на должном уровне привить детям не только знания о религии, но и уважение к ней, то я буду рад ошибаться. Я, к сожалению, думаю, что это не так", - сказал он.

В подтверждение своих слов Горин заметил, что ему достаточно посмотреть учебники, которые были подготовлены в рамках упомянутого эксперимента, "и вообще наблюдать за процессом того, как эти учебники писались и принимались", чтобы опасения "только усилились".