Американский археолог обнаружил под жилым домом в Иерусалиме раннехристианское захоронение
foxnews.com
Американский археолог обнаружил под жилым домом в Иерусалиме раннехристианское захоронение
 
 
 
Американский археолог обнаружил под жилым домом в Иерусалиме раннехристианское захоронение
foxnews.com

Профессору Джеймс Тэйбор из Университета Северной Каролины (США) и режиссеру-документалисту Симке Якобовичи с помощью камеры, прикрепленной к роботу-манипулятору удалось "заглянуть" в древнюю гробницу, расположенную под одним из жилых домов в Иерусалиме. Об этой находке сообщили 29 февраля российские и мировые СМИ.

Датировка склепа не проводилась, однако есть основания предполагать, что оно относится к первому веку нашей эры, а точнее - к периоду не позже 70 года. В пользу этого предположения говорит то, что обнаруженные в нем сосуды из известняка для захоронения костей - оссуарии, не использовались жителями Иерусалима после 70 года, когда город был разрушен римлянами. Британская The Daily Mail высказывает даже предположение, что нынешняя находка может служить лишним доказательством бытовавшего ранее предположения об "истинном" месте захоронения Иисуса Христа.

Предыстория сегодняшней находки такова. Новый склеп был найден примерно в 60 метрах от так называемой "Гробницы Святого семейства", открытой в 1981 году при строительстве жилого комплекса на улице Дон Грунер в иерусалимском районе Восточный Талпиот. На одном из оссуариев, найденных в той могиле, была вырезана плохо сохранившаяся надпись, которую некоторые исследователи были склонны расшифровывать как "Иисус, сын Иосифа", напоминает в сегодняшней публикации "Газета.ru".

Тогдашние раскопки послужили поводом для рождения разнообразных полуфантастических предположений, касающихся жизни Иисуса Христа и Марии Магдалины. Однако многие ведущие богословы и археологи категорически отвергли такие предположения, сочтя их абсолютно необоснованными. Одним из доводов против этого было то, что гробница, располагалась в той части древнего Иерусалима, где жили лишь богатые люди, поэтому скептики никак не могли поверить, что ранние христиане и сам Иисус могли удостоиться похорон в таком месте.

С "Гробницей Святого семейства" ученым удалось поработать только недолгое время, поскольку в среде ортодоксальных иудеев, обеспокоенных растущим интересом к открытому склепу, поднялись протесты. Во избежание их гнева археологам разрешили сделать лишь несколько фотографий и взять для изучения только несколько предметов - один горшок и один декорированный оссуарий без надписей, в котором покоились останки ребенка, сообщает Сomputerra.ru. Дальнейшие раскопки были законсервированы, и на их месте поднялся многоквартирный дом. Однако Джеймс Тэйбор и его коллега-документалист были настроены продолжать исследования.

В 2010 году они получили разрешение от израильского правительства на продолжение работ. Для исследований решено было использовать технику, используемую при бурении скважин — камеру на роботе-манипуляторе, позволяющую видеть исследуемое пространство.

Результаты исследований оказались весьма впечатляющими. На найденных в склепе оссуариях обнаружены надписи на редкой разновидности греческого алфавита. На некоторых сосудах выгравированы изображения, однозначно оцениваемые учеными как христианские.

В частности на одном из оссуариев выгравировано изображение рыбы, возле пасти которой читается стилизованное изображение человека, что позволяет думать о том, что это своеобразная иллюстрация к ветхозаветной истории о пророке Ионе в китовом чреве. В ранних христианских текстах нередко встречается толкование освобождения Ионы из "китового плена" как своеобразного символа воскресения.

Изображения пророка Ионы часто встречаются в более поздние времена. Та, например, в росписях римских катакомб, где укрывались первые христиане, это был один из самых распространенных мотивов, что как раз и позволяет относить склеп, где были найдены оссуарии, именно к христианским захоронениям, поскольку в иудейском искусстве изображения людей и животных были запрещены.

Как полагает Тэйбор, в каменных сосудах могут лежать кости кого-то из ранних последователей Иисуса, скончавшегося всего несколько десятилетий спустя после его крестной смерти. Находки, кроме того, свидетельствуют о том, что вера в воскресение бытовала еще до составления канонических Евангелий.

Внимание Тэйбора, повидавшего за годы работы немало иудейских гробниц, привлекло еще и следующее: из двух тысяч оссуариев, найденных археологами в Израиле, только 650 имеют надписи, а в новом склепе они найдены на пяти из семи сосудов. Кроме упомянутых надписей и изображения рыбы, на них можно заметить некие загадочные символы, которые, вероятно, можно было бы охарактеризовать как тетраграмматоны - неназываемое имя Бога, которое по традиции условно огласовывается как "Яхве". Буквы здесь стилизованы и могут быть прочитаны как греческие, и как еврейские.

Длинные надписи на оссуариях встречаются чрезвычайно редко и, как правило, предупреждают, что нельзя трогать останки. Надпись на греческом, повествующая о воскресении, - явление редчайшее.

Исследователи отметили также то обстоятельство, что оссуарий с изображениями рыбы и человека имеет необычное оформление. На одной из сторон изображён хвост рыбы, как будто она ныряет в воду. Лицевая сторона обрамлена небольшими рыбками, а на другой исследователи увидели что-то вроде ворот или некоего входа куда-то. Джозеф Тэбор полагает, что так называемые "запоры земли", о которых упоминается в Книге пророка Ионы (2:7).